​"Тамбовский курьер" рассказывает, как празднуют православную Пасху в других странах​

24 апреля, 14:51 Александра Михайлова Прочитали 924 раза
Пасха за рубежом: свидетельства очевидца.

Границы между государствами закрыты, и люди рассредоточены по домам. Даже Пасху, и ту многим пришлось отмечать «в затворе». Но чтобы внести радостную нотку в торжества посреди вынужденного отшельничества, наша газета предлагает своим читателям отправиться в виртуальное путешествие и узнать о том, какие пасхальные традиции сложились у братских народов. Поможет нам в этом коренной тамбовчанин, которому довелось не однажды встречать Светлое Христово Воскресение в разных странах мира, президент Фонда «Новый Иерусалим», создатель Музея паломника игумен Феофан (Михайлов). 

Украина

Моя первая яркая зарубежная Пасха, в которую я служил как священник, пришлась на 2005 год. Это было на Закарпатье в городе Хусте. Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», где Господь привел встречать праздник, маленький, причем он тогда еще строился, и многочисленные прихожане стояли на улице. Для них велась аудиотрансляция службы. Если у нас ночное богослужение посещают всего два-три процента верующих, то на Закарпатье никого не оставалось дома, все пришли в церковь, большинство причащалось.

Чинопоследование Пасхи там такое же, как и у нас: ночной крестный ход, утреня и пасхальная Литургия, по отпусте освящается артос. Но меня удивила такая картина: когда после службы мы вышли на улицу для благословения снеди, вокруг храма стояли сотни людей, в темноте теплилось множество зажженных свечей. Тишина стояла невероятная – ни шороха, ни шепота.

В Изе плетут известные на весь белый свет кошАрки, или кОшики, по-разному их называют, а понашему – корзиночки. На Закарпатье сложилась традиция собирать кошики: на дно стелется вышитый рушник, кладется бутылочка вина и разная снедь – колбаса, крашеные яйца, пасха. Но пасхой там называется большой хлеб по типу нашего кулича, творожные пасхи не в обычае. У нас яства для разговения священник окропляет святой водой в Великую субботу, под пение тропаря «Снисшел еси в преисподняя земли…», а там – после отпуста Литургии, и все поют пасхальный гимн «Христос воскресе из мертвых…». Люди выстраиваются длинными рядами вокруг храма. И по такому лабиринту я
ходил, освящая шедевры кулинарного творчества.После этого многие шли встречать рассвет. 

Обычно на Пасху там теплее, чем у нас, градусов на пять-десять. Все солнечно и радостно. Верующие отправлялись на красивую гору, что возвышается недалеко от храма, стелили покрывала, пледы прямо на траву и устраивали пикники. На память от той самой Пасхи 2005 года осталась уточка закарпатского производства: ее, наполненную крашеными яйцами, мне подарили прихожане из Изы. Она выставлена в одной из витрин Музея паломника. 

Святая Земля

На всю жизнь остались незабываемые впечатления о Пасхе на Святой Земле 2016 года. Самый день Светлого Христова Воскресения я встречал в Иерусалиме не однажды. Но, конечно, ярче всего сияет воспоминание о церемонии схождения Благодатного огня.

Это чудо происходит в Великую субботу после полудня. Так получилось, что вся наша большая русская группа попала в храм, несмотря на то, что в старом городе было более ста тысяч паломников. Мои знакомые поставили меня перед самой кувуклией, и в запасе оставалось три часа, чтобы спокойно почитать записки о здравии и упокоении, которые мне дали сопаломники и духовные чада, а также последование ко святому Причащению. Еще до прихода Патриарха прибегала арабско-палестинская веселая молодежь с барабанами. Ребята приплясывали и воспевали на арабском языке, что наша вера правая, наша вера православная, наш Бог силен, Христос воскрес.

Потом все торжественно встречали Патриарха. Зазвонили колокола. Блаженнейшему Феофилу III предшествовали местные настоятели греческих монастырей, перед ними шли кавасы в расшитых кафтанах, в красных фесках с кисточками. В руках у них были посохи с металлическими наконечниками. Стуча по каменному полу посохами, кавасы возвещали приближение первоиерарха и призывали освободить дорогу. А в храме, надо заметить, собралось несколько тысяч человек, там было не развернуться, не продохнуть.

В определенный момент Патриарха облачили в архиерейские одежды, и процессия с хоругвями, с крестами трижды медленно обошла вокруг кувуклии. Предстоятель Иерусалимской Церкви встал у входа в Гроб Господень, его частично разоблачили, и он вошел внутрь. Какое-то время Блаженнейший Феофил молился на Святом Гробе, ничего не было видно. В нетерпении народ на разных языках выкрикивал фразу: Христос воскресе.

Наконец, в отверстии кувуклии показался огонь, через мгновение зазвонили колокола, возвещая о том, что Благодатный огонь сошел. Дежурные помощники, которые стояли возле Иерусалимского Патриарха, зажгли от него свечи и побежали по заданным маршрутам разносить святой свет, пока его необыкновенные свойства еще сохраняются, как можно большему числу людей, прибывших в Иерусалим.

Мне посчастливилось зажечь пучки свечей одному из первых, потому что я стоял возле кувуклии. Действительно, огонь не обжигал. Верующие умывались им. Было состояние неземной радости, необыкновенного духовного подъема. 

А потом за ночным богослужением в полночь начался крестный ход и пасхальная утреня в Храме Воскресения Христова. Довелось послужить вместе с Патриархом Феофилом III, причаститься Святых Христовых Тайн. Что примечательно, в Иерусалиме не принято целовать чашу, и плат причастники держат сами, и сами вытирают уста. После причастия у нас положено принять запивку и просфорочки, а там священники раздают по одному кусочку антидора вместо положенного у нас целования креста. Богослужение прошло благостно и торжественно. Когда вернулись в отель, нас ждало разговение: яйца, маленькие куличики.

Я не видел, чтобы нерусские православные христиане освящали куличи и пасхи, освящают только артос. У меня есть несколько знакомых из местных христиан, которые рассказывали о своих обычаях. Люди, конечно же, посещают пасхальную службу, а после общаются друг с другом за богатым праздничным столом. Принято собираться семьями, причем не узким кругом, а родом, - это древнейшая традиция Святой Земли. Большей частью праздник проходит по-домашнему, но шумно, весело, радостно.

На память от пасхального паломничества я привез пропуск на церемонию Благодатного огня, который в тот год надевался на руку, и пучок обожженных Благодатным огнем свечей. Все это выставлено в Музее паломника. 

Греция

В Греции Воскресение Христово я встречал в 2018 году. Это была Пасха в особом месте – на острове Корфу, или Керкира.

По здешней древней традиции, в Великую субботу совершается особая память святителя Спиридона Тримифунтского в благодарность за избавление жителей от страшного голода в XVI веке. После богослужения по столице – одноименному городу Керкира – проходит крестный ход с плащаницей Христовой и нетленными мощами святителя Спиридона, причем мощи священники несут вертикально. Впереди торжественной процессии ступает оркестр – с трубами, литаврами, барабанами – и исполняет разные марши. Следом идут певчие, за ними – батюшки со святынями. В дополнение ко всему, над людьми носятся стаи щебечущих птиц. Эта красивая церемония привлекает на Корфу огромное количество паломников. Участники крестного хода движутся примерно полтора-два часа по определенному маршруту, проложенному через центральные улицы и площади. В это время во всех квартирах открыты окна, и домоседы сыплют сверху лепестки цветов: потому что несут плащаницу Христову, а возглавляет шествие сам святитель Спиридон. В одиннадцать часов на площади перед
храмом Св. Иоанна Предтечи происходит нечто необычное: греки исполняют народную традицию, в основе которой заложен образ побиения дьявола. Люди заранее припасают красные кувшинчики (они могут быть однотонными или с разными надписями, в частности, на кувшине, который я держу на снимке, надпись означает «многая лета»). Затем с покаянным настроем берут в рот воду, просят Господа избавить их от невзгод, болезней, эту воду аккуратно сливают в заготовленную емкость и ждут сигнала. Как только ударяют в колокола, со всех балконов жилых домов и гостиниц на площадь вылетают горшки и разбиваются вдребезги. Считается, если тулово разбилось, а горлышко осталось
целым, то впереди ждут особые радость и счастье. Наша паломническая группа за компанию присоединилась к этому действу, мы встали в круг и бросили под ноги несколько керамических изделий. Целое горлышко от одного из тех разбитых кувшинов находится в запасниках Музея паломника.

Пасху греки отмечают на приходах. Мы с группой в тот раз отправились на ночную службу в монастырь Кассопитра. Он находится на горе, в живописном месте. Настоятель схиархимандрит Поликарпос (Зервос) очень обрадовался паломникам. Перед началом утрени крестного хода вокруг храма, как у нас, не было, а был выход из храма на площадь в полной тишине. Батюшка из уважения к гостям предложил мне прочитать Евангелие о том, как жены-мироносицы пришли ко Гробу Спасителя и не нашли Его там. Я озвучил текст на церковнославянском, отец Поликарпос – на греческом.

Ровно в полночь зазвенел колокольчик, и мы запели «Христос воскресе из мертвых…» - поочередно на греческом и на славянском. Потом бодро перекликались с прихожанами пасхальным приветствием. В те благословенные минуты меня изумило, что Керкира оказалась сплошь в салюте: фейерверки сверкали над территорией всего острова, небо над ним переливалось всеми цветами. С горы феерию было видно во всей красе! Мы тоже ликовали, ощущая духовный порыв. Вдохновленные, вошли в храм, и служба продолжилась. А когда прибыли в гостиницу, были порадованы сюрпризом. Нам каждому приготовили легкий вариант разговения: греческий йогурт, похожий на наш творожок, яичко, конфеты.

Днем мы снова вернулись в Керкиру. Храмы были все открыты, вокруг них ходили процессии, где-то совершались богослужения. Хочется отметить, в пасхальных мероприятиях участвует почти сто процентов населения. Народ ликует. Собираются семьями, встречаются с друзьями, жарят на вертеле ягненка. Пасха – главный общенародный праздник Греции, которая по Конституции является православной.

Как видно из этого мини-обзора, в разных землях к общим церковным установлениям добавляются добрые национальные традиции. Потому что людям хочется как можно ярче выразить свои чувства. Но главное все-таки не то, чем мы разнимся, а то, что объединяет, - вера в воскресшего Христа и общая радость о торжестве жизни.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер