Индивидуальность против конвейера: как живут тамбовские портнихи сегодня

16 апреля, 12:25 Александра Михайлова Прочитали 701 раз
Тамбовские портнихи изо дня в день доказывают, что шитье – это больше, чем ремесло или умение, это – искусство.

Одежда – важная составляющая в жизни человека. Уже с давних пор она перестала служить только лишь защитой от холода и зноя, она обрела способность говорить – о статусе, о профессии и, наконец, об индивидуальности своего владельца. В старину мастера пошива создавали не просто красивые вещи – произведения искусства. Высокую планку держат и современные кутюрье. А вот чем сейчас занимаются обычные портные? С этим вопросом я отправилась в одно из частных тамбовских ателье.

По материи и ниточка

В узком коридоре на первом этаже многоквартирного дома стоит манекен, задрапированный красной тканью на манер платья, висят эскизы. Все это верные ориентиры к тому, что дверь напротив ведет в ателье.

В светлой продолговатой комнате трудятся две мастерицы. Их окружают каскад «молний», палитра катушек, штабеля надписанных коробочек с фурнитурой, шеренга машинок специального назначения. В центре – длинный раскройный стол. При входе – примерочная с большим зеркалом. Звучит тихая, ненавязчивая музыка.

На мое приветствие дамы живо откликаются и сразу включаются в беседу с утверждением: «Наша профессия очень востребована».

Обратиться в ателье людей мотивируют разные причины: подогнать купленную вещь под себя, отреставрировать одежду, перешить старую модель на новый лад, достойным образом облачить нестандартную фигуру или, наконец, создать эксклюзивный наряд. Клиентами становятся как женщины, так и мужчины.

Ловкость рук

В работе у Ольги Суторминой – джинсы. Дело самое прозаическое и регулярное – нужно укоротить длину брючин. Татьяна Суслова в данный момент занята более интересным заказом: она превращает платье в юбку.

- У нашей клиентки, которая ходит к нам много лет, было платье интересного силуэта и нестандартного кроя. Здесь разная длина, фасон был под грудь, низ из основного текстильного полотна, а верх трикотажный, асимметричная застежка, - поясняет Татьяна Витальевна. - Какое-то время платье носилось. Потом наша дама с возрастом стала больше и красивее, платье стало ей узковато, но расставаться с ним заказчице не хотелось. И она решила переделать его в современную юбку. Я все перекроила, чтобы добавить ширины, вставила актуальные сейчас лампасы по бокам, здесь будет пояс, сохранится асимметричная застежка. Так что гардероб пополнится новой модной вещью.

По свидетельству портних, нельзя сказать, чтобы люди приходили к ним от нужды, просто они хотят иметь что-то необычное, ни на что не похожее, и чтобы наряд сидел четко по фигуре.

Сотрудницы ателье – просто волшебницы. Они к любой работе подходят творчески, создают практичные шедевры и часто дарят вторую жизнь изношенным вещам. Много у напарниц на памяти работ, которыми они действительно гордятся. Мне показывают джинсы. Трение сотворило с ними злую шутку, оставив потертости и большую дыру. Но Ольга Владимировна заштопала эти неприглядности настолько аккуратно, что о ремонте сложно догадаться. Рукодельницы еще и не на то способны! Среди готовых вещей, например, висит пальто устаревшего образца, искусно украшенное бисером и машинной вышивкой.

- Ловкость рук, и никакого мошенничества, - смеются портнихи. – Девизом нашего ателье можно поставить слова «Вернем жизнь любимой одежде». Из испорченных или обветшавших вещей всегда выходит нечто интересное.

При мне приносят огромную сумку-чемодан с выдранными молниями и ручками. Просьба – реанимировать вещь.

- Разве это можно починить? – искренне удивляюсь я. – Я бы выбросила, даже не догадавшись о реставрации. Неужели будет держаться?

- Еще как будет! - уверена Татьяна Витальевна.

Она уже знает, что нужно делать.

Работа у портних чаще всего разнообразная, не входят они в одну реку дважды. То дубленку им принесут, то костюм, то сумку. Одно надо залатать, другое – сшить с нуля. Но случается и серийное производство.

 Так, в связи с эпидемией коронавируса образовался спрос на защитные маски. На днях сотрудник торговой компании смекнул что к чему и заказал в ателье именно их в количестве двухсот пятидесяти штук. Сначала, правда, попросил изготовить одну на пробу, а если все устроит, тогда и для всех его коллег.

Мастерицы и тут применили фантазию. Вместо одной стандартной они изготовили три разные модели: одну гармошкой и две в виде клювика – разных по размеру. Ткань была черная, а то бы они и особый дизайн выдумали!

Сложилось так, что заказчик пришел в ателье прямо в то время, когда я была там. Приятно удивившись ассортименту, он воскликнул: «Молодцы!». И, перемерив маски по несколько раз, остановил свой выбор на классической.

- В ней разговаривать удобнее, а в тех хорошо, если молчать, - аргументировал мужчина. - В аптеках масок нет, да и дешевле обслуживать их самим, чем менять одноразовые.

У работниц ателье рука всегда лежит на пульсе событий, в том числе и в мире моды. Клиенты сами не дают отставать от современных тенденций. Как правило, приходят с картинкой в телефоне и заявлением: хочу вот так. Один в один, конечно, получается редко, поскольку стан и пропорции у каждого индивидуальны. В этом случае специалисты своим наметанным глазом вносят коррективы, но всегда так, чтобы было по душе заказчику.

- Для нас главная радость, когда люди радуются, когда говорят: как здорово, мы вас сейчас расцелуем, - улыбается Ольга Владимировна.

Люди и машины

Работа в ателье организована посменно: две напарницы перемежаются с двумя другими каждые два дня. Трудовой круговорот начинается с приема. Портниха принимает заказ, выписывает квитанцию, пробивает чек, заносит клиента в рабочую тетрадь. А потом начинается самое интересное – творчество. К дыркам-пятнам и то нужен подход, ведь они случаются в самых разных местах. Сначала рождается идея, как лучше подойти к исполнению. Бывает, светлая мысль приходит не сразу и, блуждая где-то на периферии сознания, мучает и терзает.

- Когда случаются сложные примерки, мы проводим их все вместе. Между собой называем их советом бригады или консилиумом, - рассказывает Татьяна Витальевна. – С нами еще работают Ольга Валентиновна и Татьяна Владимировна. Собираемся и обдумываем, как лучше сделать. Привлекаются не только мастера, но и наш руководитель Александр Стрельников. Он человек разносторонний, многое знает и умеет делать своими руками, поэтому дает мудрые советы, чем мы очень дорожим. Успех – заслуга общая.

Вообще Александр Васильевич собрал замечательный коллектив и обеспечил нас всем необходимым, чтобы было удобно работать.

Внимания мастериц ждут девять швейных машин – для меха, для кожи, для тканей, а также для специальной обработки всего этого. И еще один механизм – парогенератор. В общем, под рукой все хитрые приспособления для того, чтобы изделие вышло, как говорится, с иголочки.

Дело по душе

Любить свое дело – наверное, половина счастья. Мои собеседницы работают как раз по призванию и с упоением.

- Я в профессии с 1988 года, - рассказывает Татьяна Суслова. – Интерес зародился, наверное, в детстве. У меня мама и бабушка шили, как и большинство советских женщин. Я училась на куклах. Раньше были магазины уцененных товаров, и там продавали ткани, можно было любой кусок по дешевке купить. Вот квадрат – посередине дырку вырезаешь – готова юбка с нестандартным низком. Очень хотелось красиво одеваться, и я сама себе шила. С шестого класса начала одевать подружек, зарабатывая на мороженое и на кино. Мне это дело нравилось, но я не думала, что оно станет моей профессией. Просто случилось мне неудачно сдать после восьмого класса экзамены. Чтобы времени не терять, решила: буду заниматься тем, что мне по сердцу. Окончила Тамбовский учебно-производственный комбинат, а потом заочно – Шахтинский технологический институт. И ни разу об этом не пожалела. Я счастливый человек.

- Я около двадцати лет в профессии, - делится Ольга Сутормина. – Что буду портнихой, поняла сразу. С детства любила шить и даже отвоевывала у мамы свое право выбрать эту специальность. Окончила швейное училище как мастер верхней одежды. Правда, в жизни оказалось, что шью всякое. Это стало моим любимым делом, и я на своем месте.

В наши дни в любом районе города есть магазины, павильоны и палатки, где продается готовая одежда. Но, несмотря на все свое изобилие, рынок ателье не конкурент. Рынок – для масс, ателье – для индивидуальностей. К их услугам здесь – вкус, опыт, смекалка и, что немаловажно, душевная чуткость мастериц. А эти слагаемые позволяют творить настоящие чудеса.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер