"Тамбовский курьер" рассказывает о мастерской Тамбовского театра кукол

30 марта, 12:55 София Сиротенко Прочитали 992 раза
"Мы делаем актеров": к Международному дня работника кукольного театра - репортаж о работа мастерской.

Мастерская - в одной из многоэтажек, рядом с кукольным театром. Поднявшись на нужный этаж, подхожу к двери. Ее открывает улыбчивая девушка. Поверх одежды - фартук, пестрящий засохшими красками. Захожу в комнатку, в которой находятся три человека. Анна, Александра и Нина, как я потом узнала.

- Чай? – предлагает одна из них.

Радостно киваю и осматриваюсь:

- Скоро день кукольного работника. Вот решили узнать, как делают кукол.

- В таком случае, - отвечает женщина, сидящая рядом с окном, - можем книгу достать.

- Ой, нет, так не надо.

Мастерицы переглядываются и улыбаются.

Здесь начинаются куклы

На многочисленных полках - разноцветные баночки с клеем и красками. Много ящичков, чем-то заполненны до краев. Разложенная гладильная доска, огромные облака, стоящие на столах…

- Сейчас мы в бутафорском цехе, – Нина поправляет пушистое облако. - Работа над куклой начинается здесь.

- Кукол делают по готовым эскизам, - уточняет Анна, сидящая недалеко от меня, - эскизы готовит художник-постановщик, перед этим обговорив все с режиссером.

- Перед началом работы, - девушки решают время не терять и сразу рассказать мне самое важное, -  художник знакомится с нашей сценой, чтобы понимать, какие декорации будут уместны. Сопоставить нужно высоту, глубину, ширину сцены. Ведь если разместить глубокой сцене плоскую декорацию, она там не будет смотреться.

- У нас случай был – выездной спектакль в детский сад. Декорации должны быть максимально легкими, небольшими, чтобы в чемодан уместились.

- И привозят потом огромные декорации, – кивает головой Анна. - Заказали один размер, сделали все по эскизам, оказалось, что декорации слишком большими получились.

- А как же поступать в таком случае? – удивляюсь я.

- Резать, - коротко отвечает Нина и начинает что-то перебирать, похоже, ленты. - Пилили декорации.

С пустой головой

- А как же все-таки куклы делаются? – улыбнувшись, возвращаю тему разговора в прежнее русло.

Мастерицы выпрямляются и задумываются:

- После того, как утвердили эскизы, приступаем к работе. Опять же, в нашем деле, хоть и творческом, главное – внести как можно меньше своего. Нужно сохранять задумку художника и режиссера, - уточняет Нина. - Сначала делаем голову. Берем пластилин – скульптурный, специальный. Слепили голову, разрезали пополам струной - у нас есть специальный прибор для этого. И закладываем две половинки в гипс. Когда он подсохнет, убираем пластилин, а в гипс закладываем папье-маше в несколько слоев. Потом достаем из гипсовых отливов эти две половинки и склеиваем их.

-  У них внутри сначала ничего нет, - продолжает Александра, - куклы пустые и очень легкие. Чем легче, тем потом лучше работает кукла.

- И тем больше благодарны актеры, которые работают с ней. Она в дальнейшем очень многим наполняется. Мы сделали кукле легкую голову, а потом в нее вставляют деревянные глаза – из другого материала их очень трудно сделать. Затем проволока, пружины. И кукла из легкой превращается… - Анна переглядывается с Сашей, и они хором продолжают: – в очень тяжелую.

- Затем от механиков к нам приходит «скелет» – кукла уже с деревянной основой, ручками, глазками. И тут мы ее «бутафорим». Начиная с поролона, синтепона, тем самым придавая объем телу, ручкам, ножкам. Волосы, прически, костюм, роспись - это все тоже мы делаем. И вот после этого кукла уже готовой выносится на сцену.

Требуется дублер

- Кукла – это инструмент, - продолжают мастерицы, - механизм, который работает с определенной целью. Каждая кукла делается под определенную задачу – хлопать глазами, маршировать, танцевать, или, например, от нее обязательно должна отделяться голова.

- А если в одной сцене кукла должна танцевать, а в другой плакать, то это, скорее всего, дубли, вовремя подмененные.

С умным видом киваю головой, хотя не могу понять, о каких дублях речь.

- Зрители этого не должны заметить, потому что герой один, а кукол на него может быть и две, и три, и больше.

- Получается, могут делать несколько кукол? – начинаю понимать я.

- Будут делать столько, сколько надо. А еще могут заказывать отдельные детали. Например, делаем куклу зайчика и отдельно - ножки. Чтобы на сцене показать, что заяц так торопится, что «ноги вперед убежали».

- Мне казалось, что за одного героя играет одна кукла, но ее просто в нужных случаях переодевают…

- Нет-нет, только если деталь какую-нибудь добавить – плащ надеть или шляпу, а в основном куклы не раздеваются.

Анна передает мне чай, я ищу глазами свободное место на столике, чтобы не задеть лежащие на нем ткани.

- Иногда бывает, кстати, - начинает она, -  что художник поставит какую-нибудь задачу, а мы ее выполнить не можем.

- Материалов нет?

- И это тоже, - говорит Александра. -  Мы многие материалы, допустим, ткань, пружины, заказываем в других городах, потому что у нас этого нет.

- А иногда режиссер хочет, чтобы перестали работать законы физики. Но пока еще они не переставали работать. И режиссеры от этого сильно расстраиваются.

Костюм на перешив

- Но самое страшное, - загадочно начинает Нина,  – это когда приходят плохие эскизы и плохие чертежи.

- Да, - тут же соглашаются с ней коллеги, - на них ничего не понятно, а если и понятно, то задумка художника кажется невозможной.

- А было такое, когда нужно было переделывать одежду у куклы?

- Костюм, - поправляют меня. - У куклы есть образ, поэтому не одежда, а костюм.

- Да-да, было, – Анна кивает головой и переглядывается с другими, - художника мы вообще не видели. Показали нам костюм по монитору, прислали на электронную почту театра эскизы, распечатали их на принтере. Смотрим – у куклы штаны синие, а рубашка зеленая.

- Цвета тоже бывают разные – тусклые, яркие. Мы всегда подбираем максимально приближенные.

- А кукла была как горец. Понятно, что никакого ядовито-зеленого цвета у горца  быть не может. Искали что-то нейтральное.

- Мало того, полезли в Интернет смотреть про национальную обувь, потому что на эскизе было похоже, будто кукла во вьетнамках.

- Была еще проблема – мы не знали, какому времени должна соответствовать кукла. Решили, что будем придерживаться национальной одежды и обуви. Примерно представили классовую принадлежность куклы.

- Потом приезжает режиссер и говорит: «А почему не так, как у меня в телефоне? У меня тут все ярко, это же Армения!».

- А мы, как принтер распечатал, так и сделали. Может, у нас техники нет такой, как у него, она не может все цвета ярко передать.

- Недовольство мы ему свое высказали, но все исправили.

Каждый раз – как первый

- Какая самая сложная задача была в последнее время?

- У нас каждый спектакль – каждый раз все заново. Нам присылают проект, а мы его делаем. И так как заказы не повторяются, заново все изучаем.

- Сейчас нам заказали перчаточных кукол, а мы их давно не делали. Вот теперь придется заново открывать книги, вспоминать.

- Ходит такое мнение, что новый спектакль можно собирать из прежних. Есть волк в одном спектакле, в другом – лиса, в третьем – бабушка. И новые куклы делать не обязательно. Такое может быть?

- Не-ет, – хором отвечают мне.

- Ни в коем случае, но это очень распространенное мнение.

- У нас и сотрудники некоторые так думали: «Зачем вы тут сидите, почему не можете сходить и купить третьего поросенка?».

- Новый спектакль – новые эскизы, новые куклы и декорации.

- Если в эскизе есть клеточка, мы соизмеряем, какой примерно она должна быть.

- Вся кукла от и до – это ручная работа. В крайнем случае купим какую-нибудь деталь в магазине и то стараемся как-то ее переделать, перекрасить, добавить оттенков.

- А то, представьте, - улыбается Александра, - сидит человек в зале и видит вещь из магазина…

- «О, мой кувшин!» – подсказывает Анна, и мастерская наполняется дружным смехом.

Месяцы и годы

- Вообще хорошо сделанные спектакли живут около пятидесяти лет, - продолжают кукольницы.

- Да, спектакль сделали, показали, убрали. Потом через три года снова показали и убрали.

- А сколько примерно длится работа над спектаклем и куклами?

- Один спектакль – это большой продукт, работа многих людей, и очень дорогая работа. Звук, свет, бутафория, материалы… Спектакли делаются три-четыре месяца минимум. Вот даже лепим мы около недели, пока папье-маше высохнет.

- А нам почему-то всегда попадается такая погода, когда невозможно высушить – дождь на улице, холодно, в помещении недостаточно тепло. А работать с недосохшим материалом нельзя.

- Еще бывает, когда несколько кукол в работе, редко когда делаем две.

- А сколько обычно? Четыре?

- Восемь, двенадцать, пятнадцать. Бывает механика сложная, а кукол мало, и думаешь: «Лучше бы я десять простых кукол сделала».

Слон на секундочку

- А был у нас случай, - весело продолжает Александра, - заказали нам как-то огромного слона…

- Да-а, полтора месяца его делали. С сидениями, балдахинами – просто загляденье. А приезжает режиссер и говорит: «Ах, слон-то какой красивый. Как жаль, что он всего на секунду выходит.  Я вот в других театрах тоже ставил этот спектакль, но еще никто так этого слона не украшал. Ладно, он не один, он два раза на сцене покажется».

- А некоторые, когда узнают, чем мы занимаемся, приходят в такой восторг: «Вы куколок делаете?» Да уж, куколок. В руках ножницы, лезвия, наждак, пассатижи. Потом берешь молоток и что-нибудь прибиваешь, – мастерицы дружно смеются.

- Мы тут маникюр не можем сделать, потому что не держится – клеем и лаком все разъедает, – продолжает Анна.

- Бывает так, что пора уже репетировать с куклами, но они еще не готовы?

- Редко, но бывает. Иногда кукла еще не готова, а иногда ее требуется доделать, например, когда режиссер вдруг осознал, что необходимо, чтобы рука у нее больше сгибалась. И тут начинают искать по старым сундукам и ящикам похожих «актеров» и первое время репетируют с ними.

Постепенно встреча все больше напоминает дружеские посиделки. В разговоре чаще звучат шутки и веселые истории. Смотрю на часы и понимаю – надо закругляться.

Я сейчас пойду на остановку, а в кукольной мастерской в дружеской, веселой атмосфере продолжат создавать актеров кукольного театра.

Благодарность за рассказы и чай  художнику-декоратору Анне Рябовой, художнику-постановщику Александре Вербовой и художнику-бутафору Нине Патриной.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер