Судьба Татьяны

10 марта, 15:57 Елена Насонова Прочитали 1 087 раз
В юбилейный год Победы свой 95-й день рождения встретила труженица тыла, медицинский работник Татьяна Яковлевна Насонова.

Листая семейный альбом

- Вот это я, - с легкостью находит себя бабушка на семейной фотографии девяностолетней давности, заметно подпортившейся от времени. – А это отец, братья Егор, Митя, сестры Ольга, Настя, Мария и Коленька на руках мамы, которому всего несколько месяцев. Я-то из семи детей предпоследней родилась.

Девяностопятилетний юбилей моей бабушки Татьяны Яковлевны Насоновой стал для нас отличным поводом в очередной раз перелистнуть страницы семейного альбома. Его содержание – не просто жизнь отдельно взятого человека, это почти вековая история страны. Вот почему бабушка часами может рассказывать о людях на этих фотографиях,  рассказывать о времени, в котором жили она и они, а я – спрашивать, слушать и запоминать.

Татьяна, в девичестве – Углова, родилась в обычной крестьянской семье села Верхний Шибряй Борисоглебского уезда Тамбовской губернии. Случилось это в крещенский сочельник 1925 года. Имя для своей четвертой дочери родители выбрали неслучайно - приближался Татьянин день. А еще, как рассказывала бабушка, ее отцу очень хотелось, чтобы у дочерей были такие же имена, как у дочерей последнего русского императора. Если же старшие дети Угловых родились в Российской империи, то младшие - уже при советской власти. На еще одной старой фотографии запечатлено уникальное событие. На фоне Никольского храма и деревянных домов, крытых соломой, выстроилась большая часть жителей села: и стар, и млад, кто-то даже верхом на лошади, а кто и на телегах.  

- А это мы все в колхоз вступали. Где-то в первых рядах и я стою, - комментирует бабушка.

С раннего детства дети были приучены не только к труду, но и к жизни в рамках православных традиций. Даже несмотря на то, что местный храм не единожды закрывали, крестьяне все равно проводили там службы и совершали таинства.

Эхо войны

Среди потертых фотографий альбома и другие бумажные свидетели тех давних лет, в которых прошли детство и юность бабушки, - письма с фронта и фотографии их авторов. Вообще тема войны – особенная для каждого. Двое братьев Угловых, Егор и Дмитрий, ушли на фронт в первые дни после объявления войны.

- Это был выходной. В сельсовете дежурила наша учительница. Помню, как днем она шла по улице и голосила: «Война, война!», - вспоминает бабушка. – Люди выбегали из домов, испуганные, не знали, что делать. А уже на следующий день мужики стали собираться на фронт. Матери, жены, сестры кричали навзрыд, провожая их до станции.

В июне 1941 года из Ташкентского военного училища на малую родину в отпуск приехал Митя Углов. Порадоваться встрече с родными довелось недолго. Его, как и брата, ждал фронт. Но если Егора после ранения и госпиталя родные дождались, то Дмитрию не суждено было вернуться. Сохранившиеся письма – все, что осталось от 25-летнего младшего политрука Дмитрия Углова, сложившего голову в районе деревни Бредоваха ныне Тверской области. До сих пор неизвестно место его захоронения, но голос его как будто звучит сквозь строки писем, адресованных самым близким людям.

Тяжело приходилось и тем, кто оставался в тылу.

- Весь труд лег на плечи женщин, стариков и детей. В колхозе работы было много: сеяли, косили, заготавливали корм для скота, пахали. Когда быков не хватало, плуг на себе тащили женщины и дети, - вспоминает бабушка.

А еще она работала почтальоном. Далеко не все были рады видеть ее в своем доме. Односельчане боялись получить похоронку на родственника. Не обошла беда стороной и дом Угловых. Практически в одно время семья узнала о том, что Дмитрий Углов пропал без вести, а затем и муж старшей дочери Ольги Петр Ситников.

Работа на совесть

Возможно, боль потерь и желание беречь человеческие жизни сыграли главную роль в выборе профессии Татьяны, ее сестры Марии и брата Николая. Они решили связать свою судьбу с медициной, окончили  тамбовское медучилище и десятки лет посвятили любимой работе. Николай стал военным фельдшером, служил в разных уголках Союза и даже за его пределами, а Мария с Татьяной всю жизнь проработали в тамбовской глубинке.

Это сегодня сельский фельдшер может получить полмиллиона за то, что поедет работать в деревню в отремонтированный ФАП, укомплектованный всем необходимым, возможно, с имеющимся транспортом. А я себе с большим трудом могу представить условия, в которых работали молодые медички в послевоенных селах Тамбовщины, хотя бабушка много раз рассказывала об этом. После окончания медучилища по распределению она отправилась в Гавриловский район.

- Помню, как начинали вакцинацию против туляремии – инфекционного заболевания, которое передается грызунами. Местные жители не понимали, зачем все это нужно. Сложно было с вакцинами и препаратами. Но мы справлялись. Полегче стало, когда у нас появился пенициллин, - говорит бабушка.

После Гавриловки она вернулась в родной Верхний Шибряй. Спустя несколько лет работы в сельском ФАПе вышла замуж и переехала в Подгорное все того же Уваровского района. Село было огромным: и по численности людей, и по территории. На вызов к больным ходила, как правило, пешком – в промозглую осень, весеннюю распутицу, вьюжную зиму и летний зной. Днем и ночью, преодолевая километровые расстояния, она спешила на помощь роженицам, малышам с высокой температурой, больным в предынфарктном состоянии и другим подопечным. Если позволяли погода и состояние дорог, помогал муж -  доставлял ее к больному, а если нужно, то вез всех в районную больницу на своем транспорте. Сегодня многих, кому она порой спасала жизни, уже нет на этой земле, а вот некоторые ее подопечные, которым она в свое время делала прививки, помогала справиться с ангиной, воспалением легких, скарлатиной и другими болезнями, помнят своего деревенского доктора и благодарят. Один из них, заместитель главы администрации Подгорненского сельсовета Василий Саблин, лично поздравил Татьяну Яковлевну в ее юбилейный день рождения.

Бывшая жительница села Подгорное Ольга Кудрявцева сегодня живет в Курске, но, как и многие наши односельчане, присоединилась к поздравлениям в адрес бабушки, отправив через соцсети трогательные слова: «Сколько дорог и тропинок прошли быстрые ноженьки нашей тети Тани, когда она торопилась к своим больным и в слякоть, и в стужу, и ночью, и в жаркий полдень. Помню, ко мне приходила и в час ночи, и в три часа утра по первому зову моих родителей. Лечила детей и стариков, ей не нужны были консультации «узких» специалистов  и УЗИ-исследования. Она и без них ставила верные диагнозы и назначала правильное лечение.  Я ее никогда не забуду».

Спасибо за детство

А вот мы с сестрой знаем бабушку прежде всего как бабушку. На момент моего рождения она уже проработала три десятка лет. Приближающийся выход на пенсию ждала не как возможность отдохнуть, а время, когда сможет всю себя посвятить семье и в полной мере ощутить всю радость оттого, что станет бабушкой.

Я очень часто ловлю себя на мысли, что в моих самых первых детских воспоминаниях - в основном только бабушка и дедушка. Сказать спасибо за те незабываемые годы, за мир, который я открывала для себя с их помощью, я могу сегодня только ей, поскольку из всех моих бабушек и дедушек она единственная, кто сегодня здравствует. Вспоминая ту далекую пору, мы вместе с ней часто смеемся над тем, как я подписывала огромными печатными буквами, которым она меня научила, праздничные открытки родственникам, как порезала ножницами дедушкину шляпу и пару советских «рублей», да много над чем еще. Мы немного грустим, говоря о времени, когда наш большой деревенский дом был полон гостей, приезжавших из бывших советских республик. Да, время летит очень быстро. Рядом уже нет многих самых близких нам людей. На глазах слезы. Но рядом все равно те, кто любит, согревает своим теплом душу и сердце.

Жизненного оптимизма Татьяне Яковлевне добавляют правнуки, которых у нее четверо. А вообще бабушка живет не только воспоминаниями прошлых лет. Она активно интересуется деревенскими новостями, просит рассказывать ей о новых указах Президента, который как минимум два раза в год – на 9 Мая и день рождения – присылает конверты с личной подпитсью и обратным адресом «Москва. Кремль». Следит бабушка и за событиями на Украине, потому что там живет семья родной племянницы.

Каждая наша встреча с ней – это разговор о наших с сестрой успехах, трудностях, заботах. Бабушка очень довольна, что младшая внучка Ольга пошла по ее стопам и тоже работает в медицине. Она постоянно спрашивает, чем живет нынешняя система здравоохранения, какие аппараты, новые методики лечения и препараты используют врачи.

Я же с годами стала все больше прислушиваться к ее советам, потому что знаю - ее жизненный опыт гораздо богаче моего. Более того, для меня она есть и останется лучшим примером того, как нужно относиться к своей работе, за которой она видела прежде всего человека.

Вместо заключения

Когда-то я услышала такую фразу: «Пока с нами наши дедушки и бабушки, мы все еще остаемся детьми». Любите и берегите своих «хранителей детства». Своей же бабушке я хочу пожелать, как минимум, встретить еще один юбилей. 

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер