Мастер в классе

19 февраля, 13:56 Александра Михайлова Прочитали 612 раз
Фото: Александра Михайлова
Что такое канзаши, как сделать усольскую игрушку и чем вдохновить детей на завершение начатого дела – об этом и о многом другом в минувшую среду узнали педагоги тамбовских воскресных школ на серии мастер-классов

Девять звезд

На выбор участников – девять увлекательных занятий по декоративно-прикладному и изобразительному искусству: аппликация из пряжи, золотое шитье, айрис-фолдинг, рисование цветной солью, канзаши, лепка из глины, пуантилизм, изготовление ромашки и тряпичной куклы. Занятия проводятся параллельно в разных кабинетах Центра дополнительного образования детей на улице Гастелло областного центра.

Вообще это место, где поселились и прописались фантазия, целеустремленность, молодой задор. Кажется, в каждом уголке притаились какие-нибудь рукотворные сюрпризы: картины из соломки, игрушки, кружева и даже исторические реконструкции. Они, с одной стороны, визитная карточка учреждения, с другой, образец и источник вдохновенья для ребят. Красуясь на выставках, лучшие работы словно говорят: своими руками можно создавать великолепные произведения!

Авторы и наставники авторов маленьких шедевров сегодня звезды дня: Майя Платонова, Анастасия Моисеева, Ольга Белоусова, Елена Ускова, Ольга Курбатова, Оксана Муромец, Анастасия Крючкова, Татьяна Малышева, Юлия Караулова делятся секретами успеха. А за партами - их коллеги, тоже мастера, которые не прочь пополнить свои знания по теории декоративно-прикладного искусства и, конечно же, получить новые навыки, создавая пробные работы. Накопленный опыт потом будет передан детям при храмах городов и районов Тамбовщины. Ведь воскресная школа помогает не только познавать веру, но и прославлять Бога в творчестве. По словам Юлии Карауловой, народная культура - хорошее средство для духовно-нравственного воспитания детей.

 

Ленты, булавки

Заглянув в мастерские, можно сразу увидеть, что участников захватывает таинство творчества. Везде начинают с азов – с разъяснения сути предмета и набора необходимых инструментов.

Одна из загадочных секций в программе – «Технология канзаши». Что это такое и как его применять на практике, рассказывает Ольга Курбатова:

- Канзаши – одно из направлений работы по изготовлению цветов. Это японская техника, которая изначально предполагала создание украшений для головы. На Востоке цветы создавали из шелковых кусочков, сейчас мы используем атласные ленты. Квадратик ткани складывается по определенным линиям в лепестки. В технике канзаши можно сделать различные сувениры и подарки.

Мастерица предлагает коллегам создать пасхальное яйцо. «Ученики» принимаются оплетать картонную основу косой бейкой, а потом украшать тканевыми цветами.

В другом отделе уже вовсю кипит работа. Дамы корпят над ромашкой в технике пуантилизм.

- Это рисование точками, - поясняет наставница Татьяна Малышева. – Суть в том, что рисовать надо чистыми цветами, не смешивая краски. Например, мы берем картину - здесь соседствуют желтые и красные краски, а если смотреть издали, они сложатся в оранжевый оттенок.

По ходу дела художница дает советы и отвечает на вопросы, как и ее коллеги.

В гончарной мастерской три практиканта за академический час успели смастерить глиняную лошадку на дымковский манер. В работе – вторая, она создается усольским способом.

- В отличие от других техник, здесь части фигурки вытягиваются из целого куска глины, - рассказывает Оксана Муромец. – Только грива, хвост и ушки прикрепляются отдельно. Берем шарик, раскатываем его в жгут и сворачиваем в спираль.

Спиральные хвост и грива выглядят необычно – и забавно, и сказочно. Глядя на игрушку, хочется беззаботно, по-детски улыбнуться.

Новый вид рукоделия с мудреным названием «айрис-фолдинг» не на шутку увлекает участников. Взрослые люди под руководством молодой художницы Ольги Белоусовой будто входят в роль детей и так же серьезно корпят над поделками. Интереснее вдвойне, что изучаемому направлению всего семьдесят лет, а зародилось оно в Голландии. Это радужное выкладывание бумаги или ткани. Берется основа с вырезанным изображением – например, мишки. Свободное пространство заполняется по схеме полосками бумаги, которые на выходе образуют некий калейдоскоп внутри полого силуэта.

Самое многолюдное и оживленное занятие – в мастерской Елены Усковой. Она учит рисовать цветной солью. Вопреки ожиданиям, такой материал отнюдь не экзотика: мелкая соль, гуашь, разбавленная водой (чем гуще, тем темнее) – вот и весь «химический состав». Произведение получается не на бумаге, а в прозрачной емкости. Сквозь стенки проглядывают узоры, созданные с помощью шпажки, которая, проходя через цветные слои, протаскивает деталь рисунка в фон.

- Волшебство! – восклицает одна из участниц.

- У меня жар-птица, она закопалась в песок, а хвост снаружи, - улыбается другая, разглядывая свой рисунок.

- А у меня цветочек аленький.

Новые знания, всплеск эмоций, заряд энергии и немалая порция вдохновения – хороший задел для дальнейшей работы. 

- Мы из Дома творчества Котовска, нас трое приехало. У меня там мастерская декоративно-прикладного творчества, где занимается шестьдесят учеников. Еще я немного преподаю в воскресной школе. Для творчества границ нет, всегда можно научиться чему-то у других людей. Мастер-класс – это урок, который можно быстро получить и потом преподать другим. Не всегда легко придумать, что можно сделать за короткое время, а здесь есть возможность почерпнуть какие-то идеи. Я, например, впервые попробовала рисовать солью. А сердечко, сделанное в технике айрис-фолдинг, – образец для интересной открытки, - признается Ольга Баева.

Одного педагогам было жаль: что они не смогли охватить всех занятий, ну или хотя бы нескольких.

- Сегодня мы делали аппликацию из пряжи. Было очень интересно, - делится впечатлениями от совместной работы гостья из Знаменского района Любовь Графская. – В воскресной школе при Сухотинском монастыре у нас занимались подобной технологией, но она немного отличается от того, что мы попробовали здесь. Хотелось научиться – и научилась делать картину из кусочков пряжи. Вблизи вроде непонятно, что изображено, а если смотреть издалека, прорисовываются горы, речка, берега. Еще я бы сходила на рисование, но не получилось, потому что наше занятие длилось полтора часа.

 

Немного истории

Блок мастер-классов по декоративно-прикладному искусству для преподавателей воскресных школ прошел впервые. Его организовали совместно Центр дополнительного образования детей на Гастелло и Отдел религиозного образования и катехизации Тамбовской епархии.

- В октябре в рамках Питиримовских чтений здесь проходила секция по дополнительному образованию. Центр очень тепло нас встретил, в итоге пришла идея продолжить взаимодействие и показать педагогам воскресных школ, какие новые технологии, направления творчества появились в последнее время. Потом они смогут применить это у себя на местах. В сегодняшней встрече участвовало тридцать два человека, не только из Тамбова, но и из районов области, - рассказывает методист епархиального отдела Елена Мещерякова.

Завершая мероприятие, заведующий Отделом религиозного образования и катехизации епархии протоиерей Игорь Груданов напомнил участникам о том, что своим подопечным надо прививать идеи любви и жертвенности во благо ближних. Рукоделие батюшка назвал трудом сродни аскетическому подвигу, в котором нужны усидчивость, воздержание, самоотречение. А чтобы ребята терпеливо доводили начатые дела до конца, лучше всего научить их посвящать свои труды Богу – это будет и вдохновлять, и давать надежду, и служить к повышению мастерства.  


  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер