На рубеже двух эпох

12 ноября, 16:46 Юлия Бардакова Прочитали 201 раз
Почему на родине духовника белого движения о нем так мало знают

Привычные нам школьные уроки отечественной истории – это Крещение Руси, отмена крепостного права, петровское «окно в Европу», столыпинские реформы. Краеведению, изучению исторического населения малой родины в стенах школы места практически нет. Что мы знали об именах Тамбовщины? Здесь родился поэт Боратынский, писал музыку Рахманинов, Мичурин что-то делал с яблоками. Вот, пожалуй, и все. А ведь каждый уголок – неисчерпаемый кладезь знаний об истории всей страны, помогающей нам понять, кто мы и зачем.

К своему стыду, я, родившись и прожив много лет в Кирсанове, впервые узнала о митрополите Вениамине (Федченкове) только три года назад. А ведь Владыка Вениамин (в миру Иван Афанасьевич Федченков) родился в Кирсановском уезде, в селе Вяжли, где за восемьдесят лет до этого родился поэт Боратынский. В семье Боратынских отец будущего митрополита, Иван Ильич, служил всю жизнь.

«Зато протопопом буду!»

Тогда я еще была не неофитом, а скорее «сочувствующей». Да, ходила по большим церковным праздникам в храм. Как учила бабушка, пекла и приносила на канон булочки или «магазинное» печенье. Зачем, почему – не знала. Так положено.

Далекий от Церкви человек, на первые для меня и четвертые по счету Вениаминовские чтения я попала случайно благодаря личному знакомству с церковным историком, краеведом Ростиславом Просветовым. Понимание, что это было не случайно, пришло позже. Но именно с Владыки Вениамина началось мое неофитство.

Те Вениаминовские чтения я восприняла скорее как краеведческую экскурсию. Несмотря на то, что в поездке по вениаминовским местам рядом были удивительные люди – кандидат богословия, заведующий кафедрой церковной истории Московской духовной академии, профессор Алексей Светозарский, сотрудник канцелярии Даниловского благочиния Москвы Марина Степанова, – «историческое» любопытство взяло верх.

Вот Космодамиановская церковь и кладбище в Кирсанове, где уже много лет никого не хоронят. Горожане называют его просто – старое. Есть еще новое, действующее, за городом. На  старом кладбище похоронены родственники митрополита Вениамина: мама Наталия Николаевна и сестра Елизавета Афанасьевна, в замужестве Белоусова. Елизавета Афанасьевна и ее муж Аркадий Онисимович – известные в Кирсанове учителя. Белоусов оставил бесценные воспоминания «Из прошлого Кирсановской средней школы №1», которые хранятся в местном краеведческом музее. Их имена даны городской премии для учителей.

От места упокоения близких митрополита Вениамина – к месту его рождения. Но по пути обязательная остановка в селе Чутановка. Здесь на сельском кладбище покоится прах отца Владыки. К сожалению, точное место захоронения до сих пор не установлено.

Если, будучи в Чутановке, спуститься к Вороне, то можно увидеть место, откуда делал свои первые шаги к священничеству будущий митрополит Вениамин. За более чем сто двадцать лет многое изменилось: река стала уже, обмелела, ее берега заросли, давно разрушен деревянный мост, ведущий тогда в город. Этим путем босиком бегал Ваня Федченков: сперва учиться в Кирсанов, а затем шел с мамой поступать в духовное училище в Тамбове. Босиком – экономили буквально на всем, даже на обуви. В книге «На рубеже двух эпох» Владыка вспоминал потом, что мать всю жизнь «понедельничала» за детей – взяла на себя подвиг дополнительного поста для их благополучия и несла его незаметно для всех. Так ей в условиях крайней нищеты удалось дать троим детям высшее образование, троим – среднее.

Владыка вспоминал: «Идем, идем... вдруг опять сгустилась туча, и нас поливает как из ведра. Иной раз нагнемся под высокую волнующуюся рожь. Что, разве это поможет? … Мать предложила обуться. Сошли мы к воде и начали мыть ноги от налипшей грязи. Вижу: у матери слезы катятся. «Бедный, бедный мой Ванюшка (меня прежде звали Иваном), с какой поры приходится тебе горе хлебать!» «Мама, – крикнул я весело на всю реку, – зато протопопом буду!».

Не только автобиографическую книгу «На рубеже двух эпох» – обширное наследие оставил нам Владыка Вениамин. Среди его трудов - работы, посвященные догмату искупления, литургическому наследию Церкви, объяснению молитвы Господней, имяславию, жизнеописание Иоанна Кронштадтского, Серафима Саровского, сокращение и дополнение «Житий» Димитрия Ростовского, дневники, мемуары и многое другое. Как справедливо отмечает Алексей Светозарский, труды митрополита Вениамина «мемуарного жанра, написанные прекрасным языком, являются ценным источником по русской церковной и гражданской истории первой половины XX века».

Так было угодно Богу, что епископ Вениамин стал первым более чем за двести лет и единственным за время гражданской войны архиереем, официально возглавившим русское воинское духовенство. Он принимал участие во Всеукраинском Церковном соборе, который отверг идею автокефалии Православной Церкви на Украине. В июне 1919 года Владыка был арестован в Крыму. После освобождения в ноябре 1920 года вместе с остатками Русской армии и гражданскими беженцами эвакуировался из Крыма и на много лет оказался в эмиграции.

После нападения Германии на Советский Союз Владыка выступал с призывами к русской эмиграции забыть разногласия и оказывать помощь СССР. В одной из своих речей митрополит Вениамин сказал: «Я не политик, а простой наблюдатель. Но всякий знает, что момент наступил самый страшный и ответственный для всего мира. Можно и должно сказать, что от конца событий в России зависят судьбы мира. И особенно – рабочего мира. Пусть не думают, что я думаю о какой-то политической партии! Нет! Но о младшем брате нужно думать. И в России думают о нем и живут для него, как умеют».

В годы Великой Отечественной Владыка возглавлял работу Медицинского комитета помощи России, собиравшего средства и медикаменты для нужд Красной армии. В 1945 году он прилетел в Советский Союз, чтобы принять участие в Поместном соборе, несмотря на то, что для духовника белого движения это составляло большой риск.

В феврале 1948 года Владыка Вениамин окончательно вернулся на Родину.

«Я полюбил страдания»

С архиепископом Лукой (Войно-Ясенецким) я «знакома» дольше, чем с митрополитом Вениамином. Мой старший сын появился на свет в тамбовской больнице его имени. Верю, что благодаря профессионализму врачей и помощи святителя, несмотря на многие сложности, все закончилось хорошо. Оказавшись дома, я стала интересоваться личностью архиепископа Луки, врача и священнослужителя, читать книги и смотреть фильмы о нем.

Архиепископ Лука родился в 1877 году, митрополит Вениамин – в 1880 году. Оба они окончили свой земной путь в 1961 году. Для них обоих большое значение имело служение в Крыму. В 1951-1955 годах митрополит Вениамин управлял Ростовской епархией. В это время он встречался и поддерживал дружеское общение с архиепископом Лукой, который управлял тогда  Симферопольской епархией.

После «знакомства» с митрополитом Вениамином у меня появилось какое-то смутное ощущение «параллели» между ним и архиепископом Лукой. И только на недавно прошедших Вениаминовских чтениях устами кандидата исторических наук, заведующего кафедрой церковной истории Тамбовской духовной семинарии, протоиерея Виктора Лисюнина открылся мне промысл Божий. Отец Виктор Лисюнин особо остановился на значении служения святителя Луки для возрождения Тамбовской епархии в годы Великой Отечественной войны и истории его почитания в Тамбове.

Личность архиепископа Луки и особое его почитание в Тамбове – только одна из тем образовательных чтений. Вообще же на церковно-общественном образовательном форуме во втором кафедральном городе Уваровской епархии говорили о наследии Великой Победы. Тема «Великая Победа: наследие и наследники» – единая практически для всех проводимых в России духовно-просветительских мероприятий. Говорили об этом и на  XXIV Питиримовских чтениях в Тамбове. Эту же тему будут обсуждать в январе в Москве на XXVIII Международных Рождественских чтениях.

– Нам нужно опираться на историю, на лучшие ее моменты и лучших ее людей, таких, как митрополит Вениамин, уроженец нашей земли. Он побывал во многих местах всей планеты, окончил жизненный путь после Великой Отечественной войны в Псково-Печерском монастыре. Вся его жизнь является для нас примером любви к Родине и силы воли, – говорит епископ Уваровский и Кирсановский Игнатий.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер
Популярное