Театр начинается с бессонной ночи

21 мая, 16:24 Анна Мещерская Прочитали 193 раза
Спектакль "Летучий корабль"
Фото: Фото из архива Котовского народного театра имени А.И. Батурова
101 год на сцене: «ТК» побывал в закулисье Котовского народного театра имени А.И. Батурова

«Тамбовский курьер» совместно с Научно-методическим центром народного творчества и досуга Тамбовской области продолжает проект «Театральный вестник». В этот раз нас встречает Котовский народный театр имени А.И. Батурова – один из старейших самодеятельных театров области.

 Толстый фотоальбом будто энциклопедия. Наталия Саранина, художественный руководитель Котовского народного театра имени А.И. Батурова, про каждую фотографию говорит будто про многотомную историю любви. Любви зрителя и актера. Профессионалы твердят, что спектакль – это не то, что происходит на сцене, а то, что происходит между сценой и зрительным залом. В феномене Котовского народного театра, летающих кораблях и «второй жизни» актеров разбирался «Тамбовский курьер».

Позади век

Шла Первая мировая война. Для поднятия боевого духа в рабочем поселке, построенном вокруг Тамбовского порохового завода, создают агитбригаду «Синие блузы». Из нее в 1918 году «вышел» рабочий театр с революционным названием «Красное кольцо». Первого режиссера – Баринова-Волгина - «выписали» из Тамбовского драматического театра. О заправской сцене, да и какая сцена в разгар Гражданской войны, даже думать не смели. Первый спектакль прошел в тесовом сарае, в котором сами же актеры сделали скамейки, из мешковины сшили занавес, бутафорию делали из чего придется… На дворе стояла промозглая осень. Поначалу хотели поставить знаменитые «Соколы и Вороны», но пьеса тут же была отклонена. Замену нашли идеологически выверенную – о победе французской революции. Не прогадали. Публика рукоплескала. Даже страшились, что под «натиском» аплодисментов «сдастся» старенький сарай. Ан нет, выдержал. Не замолкал театр и в годы войны.

1970 год. В театр приходит молодой режиссер Александр Иванович Батуров. Человек-история, о его спектаклях, «гремевших» полвека назад, местные жители вспоминают до сих пор. Не любить такой театр, восторженный и мудрый, было практически невозможно. Зал набивался до отказа.

Главный режиссер Научно-методического центра народного творчества и досуга Тамбовской области Елена Макарова признается, что легендарную «Свадьбу в Малиновке» Батурова не раз пытались «оживить» на нынешней сцены. Но, к сожалению, были утеряны партитуры. Остались фотографии и тысячи воспоминаний тех, кто, сидя в зрительном зале, немея от восторга, наблюдал за театральными чудесами.

Звание «Народного» Котовскому театру присуждают в 1973 году. В Советском Союзе это была высшая форма театральной художественной самодеятельности… В 2002 году театр возглавила ученица Александра Ивановича Марианна Звонарева, после ее смерти художественным руководителем стала Наталия Саранина.

Театр в городе К.

Батуровская школа не исчезла, - говорят актеры. Наверное, театру в этом плане повезло. Новые режиссеры, привносившие в театр свои идеи, не ломали традиции. За это труппа им благодарна. До сих пор на сцену выходят актеры, игравшие тогда, полвека назад, при другой публике и в других условиях. Старейшим артистам более восьмидесяти лет.

- Вы знаете, когда мы просим их сыграть в спектаклях, они часто плачут и благодарят за возможность вновь оказаться перед зрителем. Пусть даже произносив всего лишь пару слов, - говорит Наталия Саранина.

Театр переживал разные времена. Был период, когда в труппе было менее десятка актеров. Сегодня – около сорока. Да и эта «цифра» весьма условная. В свой вековой юбилей Котовский театр решает запустить корабль, тот самый, который летучий из известной сказки. И корабль, действительно, полетел. Сложнейшие декорации, десятки костюмов и, кажется, тысячи деталей, продуманных до мелочей. В масштабной постановке было задействовано почти семьдесят человек. Результат поразил не только котовского зрителя, но и жюри регионального конкурса «Магия Мельпомены». Котовский «Летучий корабль» единогласно был выбран лучшим спектаклем фестиваля.

Любовь к мюзиклам вполне объяснима: Наталия Саранина тридцать лет работала в детской музыкальной школе преподавателем по классу фортепиано, открыла там детский музыкальный театр.

Актеры смеются:

- У Наталии Юрьевны поют все, даже те, кто думал, что петь не умеет вовсе.

Театр. Навсегда

Днем инженеры, журналисты, пожарные, сотрудники музея, вечером на подмостках – цари, волшебники, «герои и предатели». Такое превращение стоит дорогого, говорят здесь, жертвовать приходится временем, семьей, покоем и силами. Зато подмостки дают возможность переживать тысячи жизней, исправлять ошибки и творить такие дела, о которых в обычной жизни приходится только мечтать.

Юрий Севастьянов – старожил театра. Как водится, на сцену попал случайно. Было это в 1976 году. Посреди урока в класс вошла завуч и, показав на пару-тройку ребят, безапелляционно сказала, что завтра ждет во Дворце культуры, будет постановка спектакля.

- Вы были творческим ребенком, - интересуюсь у Юрия Константиновича, - пели, прыгали и танцевали?

- Я на санках любил кататься, - смеется актер. – Вот и все творчество.

После ТЮЗа его ждала «большая сцена» народного театра. Генерал в «Сказе про Федота-стрельца", генерал-фельдмаршал Кутузов в «Гусарской балладе», бабник Василий в «Мамуле» - проживать каждый образ на сцене, пусть непрофессиональной, - великий труд, требующий безропотной самоотдачи. На сцене даже после десятка репетиций случаются курьезы. Однажды Юрий Севастьянов во время спектакля забыл слова. Срабатывает суровый театральный закон: забыл – импровизируй. Актер так и сделал, правда, постановка была в стихах, вот и пришлось прямо на сцене сочинять…

Был период, когда Юрий Константинович не выходил на сцену. Занялся бизнесом, и уже времени на искусство стало не хватать. Потом вернулся, актеры, говорят, всегда возвращаются. Потому что, почувствовав хоть раз «вкус» сцены, остаешься с ней навсегда. С одной оговоркой, если чувства были искренними.

В обычной жизни Юрий Севастьянов электромонтер. Правда, какую жизнь считать обычной, кажется, он и сам не знает:

- Не знаю, можно ли назвать это хобби. Для меня это обычная нормальная жизнь. Вот недавно закончился спектакль, опустился занавес. Было чувство, что часть души оставил. То с работы бежишь на спектакль, а теперь тишина. Опустошение какое-то. Чувствуешь: чего-то не хватает.

От авантюристки до французской королевы

Все свои роли в народном театре Светлана Зимина, кажется, и сама не перечислит. За столько лет кого только не приходилось играть: от авантюристки до французской королевы, но каждый раз - будто первый, и каждая роль словно маленькая жизнь.

Впервые на театральную сцену Светлана вышла еще будучи школьницей. Пришла вслед за подругой Галей Осиповой, тоже актрисой народного театра. Потом перешли в «народный», уйти – не хватило ни сил, ни желания. Даже в девяностые года, когда театр выживал, а в труппе играло четыре-пять человек, все равно стойко выходили на сцену.

- У нас без роли никто не остается. Еще Александр Иванович завел такое негласное правило. Хотя бы маленький эпизод, а человек сыграет. А раз вышел на сцену – и все, она уже не отпускает, - говорит Светлана Зимина.

Играть приходится и на работе. Да еще как. Светлана заведует отделом экспозиционно-массовой работы музейного комплекса Котовска. Чтобы заинтересовать, признается актриса, зачастую приходится превращать экскурсии в моноспектакли.

На сцену – с рок-концерта

- Знакомьтесь, наша звездочка – Катя Краснова.

Режиссер представляет миниатюрную девушку с сияющей улыбкой. В 2011 году театр решает замахнуться на детскую классику и поставить «Морозко». Не получалось найти  актрису на роль Настеньки. И тут на одном из городских концертов выступает рок-группа. Взглянув на солистку, режиссер поняла: «Она».

- Катя так хорошо пела, у нее настолько необыкновенный голос, что я, не раздумывая, предложила ей прийти к нам в театр, - рассказывает Наталия Саранина.

А Катя признается: было невероятно тяжело.

- Я хоть и росла в музыкальной семье, но никакого отношения к театру не имела. А тут сцена, зритель…

 - Как после рок-публики театральная?

Катя смеется.

- Понимаете, рок-публика, она  совершенно иная. Она по-другому на все реагируют, с каким-то восторгом относится к тому, что мы делаем. Театральный зритель, он очень образованный, чуткий и невероятно благодарный. А еще он избалованный. Мы не можем опускать планку, однажды создав яркое масштабное шоу, театр уже не может подводить зрителя. Каждый раз, выходя на сцену, мы очень сильно переживаем, как отреагируют люди, понравится ли им. Оценка и реакция зала для нас невероятно ценны и важны.

- Чья оценка более высока: незнакомого зрителя или родных и близких?

- Родной человек более критичен. Моя мама очень трепетно следит за моим творчеством. Она мой самый главный критик. Если незнакомый зритель может быть деликатным, не скажет о каких-то недостатках, то близкие люди всегда поправят: где не дотянула, где не доиграла.

В театре Екатерина Краснова почти десять лет. Примерно в это же время в жизнь девушки пришло Котовское телевидение.

По ту сторону рампы оказалась коллега Екатерины, корреспондент Котовского телевидения Кристина Маркова.

- Я никогда не представляла себя на сцене. Хотя театр люблю с детства. Я помню, как мы с мамой пошли на спектакль «Свадьба в Малиновке», мне так понравился Попандопуло!  А спустя какое-то время я случайно увидела актера народного театра в городе. Помню, на меня это произвело такое впечатление. Я не могла представить, что все это время на сцене играли обычные люди, живущие со мной в одном городе. Театр мне многое дал. Самое ценное – он подарил мне семью. 

Настоящий герой

 Сергей Суслов – герой настоящий. Причем не только в театральном амплуа. Он работает помощником начальника караула в пожарной части. Как хватает времени? Его, смеется Сергей, как раз таки не хватает.

- Однажды к нам на урок зашла руководитель театральной студии Марина Черникова и спросила, кто хочет играть в театре. Я подумал, что можно прогулять географию, и согласился. Спел песенку, рассказал стишок, меня пригласили играть. Потом был большой перерыв. Как-то раздался звонок. Звонила Наталия Саранина, пригласила в народный театр. Они как раз искали актера на роль Аладдина. Я решил, что по телефону отказываться долго, думаю, зайду и все объясню. Зашел (смеется). Так здесь и остался.

«Аладдина» ставили с размахом. Часть съемок проходила в тамбовском аэропорту.

- Картина была, конечно, шикарная, - смеется режиссер. – Представьте, ничего не подозревающие посетители видят, как по аэропорту идут люди в ярких театральных костюмах. Причем у нас по сценарию Джинн был девушкой – Джинна. И играла эту роль молодая мама, она приехала на съемки с грудным ребенком. Пока мы снимали сцену, наш костюмер – удивительно талантливый человек – нянчила малыша.

Каждый спектакль, признается Наталия Саранина, всегда рождается в творческих муках. Детально прорабатывается сценарий, музыкальное оформление, декорации, готовятся костюмы - и все это ради одного - чтобы понравиться зрителю:

- Мы, действительно, больше чем команда, мы семья: Валера Селезнев, Оля Алексеева, Галя Осипова, Катя Рыжкова, Тамара Романова, Саша Невзоров и многие, многие актеры, посвятившие себя народному театру, - у каждого своя профессия, но как только на сцене зажигается свет – начинается настоящее чудо.

В профессиональных театрах спектакли могут идти годами, любительские такого себе позволить не могут. Репертуар приходится менять постоянно. Три-четыре спектакля - и берутся за новый, зрителя нужно удивлять. И новый спектакль – это новые декорации и костюмы. Просто в Котовске не умеют, поэтому каждая постановка – настоящий творческий прорыв, где каждый раз нужно быть чуточку лучше самих себя.

- В приметы мы не верим, - смеются актеры. – Кроме одной: если уж упал сценарий, на него нужно обязательно сесть. А еще – если увидите за кулисами якобы случайно забытую расческу, значит, она там и должна лежать. Мы же семья, вот и лежат вещи в самых неожиданных, но совершенно нужных местах.

Впереди лето – и если для кого-то это отпуск, то для режиссера народного театра пора творческого поиска. В мечтах – поставить «Тартюфа», удастся или нет – нужно все хорошенько обдумать, чтобы уже осенью снова поднимался занавес и старый добрый конферансье вновь говорил: «Добро пожаловать в народный театр».


  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер
Популярное
Вконтакте