Комиксы - это не только про супергероев

9 апреля, 15:56 Анна Мещерская Прочитали 208 раз
Фото: Фото из личного архива Дениса Колмыкова
Как видеоблогер из Санкт-Петербурга стал создавать комиксы про Тамбов и что из этого получилось.

Комикс, как известно, такая книжка, где мало текста и много картинок. Но не все так просто. Еще десятилетие назад в России человека с комиксом в руках могли запросто упрекнуть в бездуховности, мол, индустрия развлечения, навеянная западной культурой. Ничего подобного. Эстетика урбанизации способна перекроить мир, стоит только захотеть. И вот уже Тамбовские волки становятся супергероями, а ужастики с Рылеева, 71 пересказывают и в столичном пабе, и в сибирской "хрущевке".

Денис Колмыков, или "Оптимисстер", - популярный видеоблогер, журналист и создатель комиксов. Родился в Тамбове, но уже несколько лет живет и работает в Санкт-Петербурге. Из-под его «пера» выходят комиксы, герои которых не всегда живут той геройской жизнью, о которой снимают фильмы, но многое пытаются сделать, чтобы поменять хотя бы свою жизнь. Почему комиксы - это все-таки искусство и как украсить реальность в рамках масскультуры, "ТК" рассказал Денис Колмыков.

Была история

- Мне было года четыре-пять, как однажды я наткнулся в рядовом ларечке на один из номеров "Микки Мауса". Кажется, я перелистывал его бесконечное число раз. Закрутилось. Потом были "Черепашки ниндзя", "Бамси", "Том и Джерри" и много чего еще. Я старался просто следить за всем, что выходит в России и появляется в Тамбове. Комиксов было мало, потому каждый воспринимался мной как нечто ценное, невероятное. Что меня привлекало? Нравился язык комикса, нравилось, что, несмотря на схожесть с мультфильмами, всегда оставалось место для фантазии. Помню, мы с друзьями попытались нарисовать первый комикс про шоколадку Шоко и его друзей. Он был детский, незамысловатый… Со временем он получил вторую жизнь. То, что комиксы могут быть абсолютно разными, я понял не сразу - только перелопатив десятки из них. Окружающие пытались убедить, что это все несерьезное, детское. Конечно, я этого не понимал. Почему так? Это равносильно тому, что обвинять кино  в том, что оно является искусством для детей только на основании наличия в природе детских фильмов. Однако, признаться честно, я иногда просто сдавался под общественным мнением и на время соглашался, что это все для детей, надо бросить. Но не смог: жизнь сама меня сталкивала с новыми и новыми комиксами. И мне это все еще было интересно.

Золотой век комиксов (как и серебряный, а потом и бронзовый) для отечественного массового читателя прошел стороной. Лишь в 2010-х годах российский рынок осознал, что может если уж не "догнать и перегнать Америку", то хотя бы предложить "своим" конкурентоспособный продукт. Отдельные энтузиасты стали собираться на фестивали, на одном из них Денис Колмыков познакомился с московским художником Валей Поткиным в 2015 году. Подружились, решили посотрудничать. Через год родилась идея их первого комикса, официально он вышел год назад.

- Каждый проект – это не только новые герои, но и новый посыл, новая цель. Комикс "Петля" был написан аж в 2016 году, в свет вышел только в 2018-м. Пока только издан один выпуск, на подходе второй. В планах – девять. "Петля", на мой взгляд, самый сложный для меня комикс. В основе сюжета – история парня по имени Макс, который застрял в рутине настолько, что получил суперспособности. Он каждый день ходит одними и теми же дорогами и, застряв в своеобразном Дне Сурка, однажды встречает сам себя. Макс передает себе все, что с ним случается,  и тем самым постепенно меняет свою жизнь, но ничему не учится. И от этого в дальнейшем страдает еще больше. Еще один проект "Не Герой". Написан в 2017 году, вышел в 2018-м. Комикс о парне из толпы, эпично сражающемся с хамством и невежеством. Мы не знаем его имени, но общественность называет его Человек-человек. Из-за его гиперчеловечности. С одной стороны, комикс очень абсурдный, но с другой - он очень доходчиво доносит то, о чем люди часто забывают: как важно оставаться человеком всегда и везде. Кстати, "Петля" и "Не Герой" условно комиксы одной Вселенной.

Об искусстве

Затем была "Шапочка" - серия самостоятельных комиксов, с которыми Денис пробует свои силы на "Аллеях авторов" - специальное место на фестивалях поп-культуры для авторов и художников, продающих свои «товары».

- "Шапочка" родилась из шутки и стала отличной историей, в которой хоть и косвенно высмеиваются римейки, ребуты и другие продолжения тех или иных фильмов. Это история о Волке, который хотел съесть Бабушку и Шапочку, но что-то пошло не так. Люди оценили, и я очень этому рад. Первые две части я писал осенью 2017 года,  оставшиеся - весной 2018-го. Было время подумать, потому и работа вышла более законченной, чем "Петля". Возможно, скоро таки выйдет полноценная книга – "Шапочка", куда войдут все выпуски комикса.

Гордость автора – сборник комиксов-ужасов "Байки с Рылеева, 71". Его создавала целая команда -  двадцать пять человек, при этом роль каждого неоценима.

- В основе сборника – страшилки из детства: дети собираются у костра на заброшенной стройке и начинают рассказывать друг другу страшные истории. Одна про то, как парня в Видеокассету засосало, другая - про ожившие статуи на детской площадке, третья  -про то, как мама напугала своего сына тем, что у него появятся кролики в зубах, если он не будет их чистить. Этот сборник я курировал. Отбирал истории, художников. Сам написал для книги три сюжета.  Интересно, что именно у этого сборника на сегодняшний день наиболее высокие отзывы. Это радует и вдохновляет. Все истории происходят в Черноземье и чаще всего в Тамбове, условно, конечно, но все-таки… Само название отсылается к улице Рылеева в Тамбове. В задумке еще ряд проектов. Один из них – "Тамбовские Волки-капоэйристы" - своеобразная пародия на "Черепашек-мутантов-ниндзя", правда, более русская и социальная. Ранее Волки уже мелькали в других комиксах, в скором времени эти герои еще появятся в одном проекте, который писал я, но придумали другие люди. Комикс тоже будет про Тамбов.

Не все персонажи комиксов являются супергероями. Денис поясняет: комиксы – это не только про людей или нелюдей со сверхспособностями, да и ничего геройского в них может попросту не быть.

- Комиксы - это вид искусства, который изначально был не про супергероев. Знаете, что есть комиксы про Муми-троллей от Туве Янссон? Это просто милые истории про знакомых персонажей, житейские и философские. Есть комиксы социальные, есть приключения и так далее. Помню, как-то в Париже я купил комикс о том, как Жерар Депардье получает российское гражданство. Это была толстая книга и очень смешная, даже если не знать язык. А еще почитайте "Голубые Таблетки", чтобы представление о комиксах перевернулось. Это история о любви мужчины к ВИЧ-инфицированной женщине. Повторюсь: комиксы - это не только про супергероев. Но вообще сегодня я люблю комиксы за то, что это наиболее смелый вид искусства, чем кино, мультипликация и иногда даже литература. В моих комиксах есть обычные люди. А способности их - скорее метафора, без которой можно обойтись. Но иногда способности придают красок комиксу, а порой заставляют задуматься, а нужны ли они? Что же касается Волков и Тамбова, я люблю свой родной город, как и все, люблю над чем-то поиронизировать, над чем-то посмеяться. И я очень надеюсь, что тамбовчанам хватит чувства юмора, чтобы оценить мой посыл. Нужно уточнить, что в моих комиксах много отсылок к  Тамбову, но большая часть героев этих комиксов живет в Санкт-Петербурге.

Житейский разговор

- Насколько продолжителен процесс создания комиксов? - уточняю у Дениса. – И кто входит в вашу команду?

- По-разному. Все зависит от количества страниц, детализации, конкретных людей. Идеально, когда комикс делают трое: сценарист, художник и колорист. Это очень ускоряет процесс создания. Больше всего проектов я сделал с блестящей сибирской художницей Юлей Варасаби. Обложку к "Байкам", кстати, рисовал известный во всем мире Андрей Тарусов, мастер пинапа, живет в Лос-Анджелесе, работал с "Диснеем" и конкретно с Тимом Бертоном

- Чтобы создавать комиксы, обязательно ли знать законы жанра? Или в этом плане полная творческая свобода?

- Конечно, как и у любого вида искусства, у комикса есть свои законы. Знать ли их? Можно и не знать, если вы хотите что-то конкретное показать. Но желательно прочесть хотя бы "Поминание комикса" и "Переосмысление Комикса" Скотта Маклауда.

- А для Вас есть идеалы комиксов?

- Идеалов нет. Есть авторы, на которых я хотел бы равняться, при этом понимаю, что все-таки мне хочется делать другие истории. Поясню: мне нравится Майк Миньола, создатель "Хеллбоя", нравится Кевин Истман, создатель "Черепашек-ниндзя". Уверен, жили бы они в России, писали бы о другом. Так и я хочу - писать о том, что волнует меня,  Но на уровне крутых комиксистов. В идеале. Например, мне гораздо ближе и понятнее история того же Макса из "Петли", который устал от своей жизни, а получив возможность что-то в ней изменить, тут же все испортил. История обычного человека мне гораздо ближе и понятней, чем эпичное противостояние Черепашек и Шреддера. Оно, конечно, захватывает, но среди друзей у меня больше Максов, чем волевых Рафаэлей и Леонардо (имена некоторых Чрепашек-ниндзя), от того и их проблемы мне понятнее.

- Насколько тяжело найти единомышленников? То есть тех, кто поможет ваш замысел воплотить в жизнь, и тех, кто поймет его, сидя по ту сторону страницы.

- Кто ищет, тот найдет. Не сказал бы, что сложно найти единомышленников. Сложно найти желающих довести дело до конца. Люди бывают ленивые, бывают неопытные. Кого-то пугает ответственность. Кто-то боится обмана. Да и в целом: комиксы в России все еще воспринимаются как нечто странное. Но, я вас уверяю, это временно. Лед непонимания сдвинулся, и рынок сильно расширился за последние два-три года. Теперь только вперед, а значит, и страхов остаться голодным будет меньше.


  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер
Популярное
Вконтакте