"Забава" не для забавы

27 марта, 16:00 Юлия Буковская Прочитали 1 039 раз
Фото: Тамбовский курьер
Как театр «учит» маленьких глухих актеров разговаривать

В Москве среди множества театров – от классических драматических до самых неожиданно новаторских – есть один удивительный коллектив. Первый в мире и единственный в России стационарный профессиональный театр глухих. Ему больше полувека. Происходящее на сцене синхронно озвучивают профессиональные дикторы. Поэтому спектакли театра Мимики и Жеста доступны не только глухим и слабослышащим зрителям, но и всем желающим. В репертуаре – серьезные драматические произведения, комедии, сказки для детей.

И как оказывается, есть свой театр для глухих и в Тамбове. Конечно, театр – громко сказано. Это театральный коллектив «Забава» школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Его руководитель, учитель-дефектолог Ирина Юдаева рассказывает, что идея создания коллектива родилась практически случайно. Учитель начальных классов, она решила поставить с учениками подготовительного класса сказку «Три поросенка». А тут как раз пришло в школу положение о проведении в Задонске фестиваля школьных театральных коллективов для глухих и слабослышащих детей.

Положение едва не отправилось в стол - театрального коллектива в школе-интернате не было. Вовремя спохватились. А как же только что с успехом отыгранные «Три поросенка»? Администрация области выделила транспорт, и маленькие актеры поехали покорять высоты межрегионального уровня. Это было в 2008 году.

– Когда мы приехали с выигранным первым местом, – вспоминает Ирина Юдаева, – нас, конечно, все горячо поздравляли. Мы воодушевились победой. И в следующем году на фестиваль поехали уже в статусе театрального кружка.

Театральный коллектив изначально рассчитан на учеников начальных классов. Но большинство ребят, игравших в нем малышами, не оставляют сцену и в старших классах. Тем более что маленьким актерам легче ориентироваться на сцене в присутствии старших товарищей.

«Бывалые» артисты каждый год ждут фестиваля с нетерпением. Для них это еще одна возможность вырваться из чаще всего замкнутого в определенной степени мира неслышащих. В этом году, кстати, в Задонск «Забава» повезет спектакль «Вредные советы», где вместе с «началкой» на сцену выходят и ребята постарше.

– В спектакль я специально взяла шестиклассников. Уже второй год, как они выпустились от меня, но поездки в Задонск очень ждут, – рассказывает руководитель театральной студии.

В ближайших планах еще один спектакль – про Незнайку. Реквизит уже почти готов. Картонные скрипку и балалайку сделал папа одного из учеников. Костюмы обычно шьют сами учителя и родители. Грим на репетициях доверяют делать самим актерам.

Занятия в театральной студии проходят по авторской программе. На сцене играют дети в том числе и с тугоухостью четвертой степени. Это состояние граничит с глухотой, но дети могут слышать громкие звуки. Помимо приобщения детей к миру искусства, театр имеет вполне утилитарную цель – дать возможность неслышащим детям реализовать свои произносительные навыки. В процессе подготовки спектакля у них есть мотивация – произносить слова достаточно четко, чтобы их понял любой зритель. Ведь в зале бывают не только те, кто понимают жестовую речь.

Вся работа над спектаклями изложена в авторских методических пособиях, отражена в профильном журнале по воспитанию и обучению детей с нарушением слуха. Спектакли Тамбовской школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья можно легко найти и посмотреть в Интернете.

– Со слуховым аппаратом они слышат звуки, но совсем не так, как мы с вами. Им легче дается слухозрительное восприятие, когда они видят говорящего. Но мы учим их воспринимать информацию и просто на слух, хотя бы какие-то элементарные фразы, – говорит Ирина Юдаева.

Как педагог она убеждена в том, что глухие должны быть максимально приспособлены к обычной жизни, в которой их окружают слышащие люди:

- Пусть они знают жестовый язык, но при этом используют и устную речь.

И пусть не всем и не всегда удается говорить так, что слышащему собеседнику понятно все, но явные успехи наблюдаются уже после первого года обучения в школе. Все зависит от исходных возможностей и от того, как занимаются с ребенком родители. Не всегда слышащие родители, в чьей семье рождается глухой ребенок, делают все правильно. Порой они считают, что достаточно один раз надеть слуховой аппарат и забыть о проблеме. Но любой специалист, будь то врач или педагог, скажет, что его нужно постоянно подстраивать.

В семье глухих родителей у неслышащего ребенка другая проблема – там общаются чаще всего только жестами, считая, что этого достаточно. В любом случае, нам сложно судить о том, как «правильно». Ведь несмотря на все разговоры об инклюзиве, мы по-прежнему продолжаем делить мир на «нас» и «их». И театральное искусство – это та ниточка, которая связывает всех нас, несмотря на ограниченные возможности здоровья.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер