Театр – всегда о вечном

19 декабря, 13:19 Анна Мещерская Прочитали 1 205 раз
Разменяли второй век: старейший любительский театр Тамбовской области готовится к долгожданной премьере.

«Тамбовский курьер» совместно с Научно-методическим центром народного творчества и досуга Тамбовской области продолжает проект «Театральный вестник». В этот раз нас встречает Инжавинский народный театр - старейший самодеятельный театр Тамбовской области.

Театр, говорят, болезнь добровольная. От нее не лечит ни один врач. Да и надобности в этом нет. Раз вышел на подмостки – живи! На сцене Инжавинского народного театра ставили Островского, Крылова, Гурова. И каждый спектакль - будто маленькая вселенная, где нет второстепенных ролей. Даже тумба на сцене, и та – персонаж главный, о чем-то да скажет. Главное только понять – о чем.

Говорит театр уже 117 лет. Это официально. Еще в конце XIX века инжавинские купцы, следуя тогдашней моде, построили чайное общество трезвости. Посещать его могли люди всех сословий. Главное правило – ничего крепче чая не употреблять и просвещаться. На нижнем этаже Общества открыли чайную, здесь устроили читальню. Газеты выписывали не только с Тамбовской губернии, но и из-за границы. На втором этаже создали то, что сегодня называется театральной студией. Зрительный зал на триста мест забивался до отказа, да и мыслимо ли – в близлежащих селах тогда проживало более ста тысяч человек.

В 1901 году театральный кружок стал полноценным театром, где даже в годы революции, затем Гражданской и Великой Отечественной войн не прекращались спектакли… На сцене инжавинского любительского театра в 1917 году дебютировал будущий великий актер, Народный артист СССР Николай Анненков. Всего два российских профессиональных театральных актера отметят на сцене свой вековой юбилей, и оба уроженцы Тамбовской области – Николай Анненков и Владимир Зельдин.

В 1966 году Инжавинскому театру присвоят звание Народного…

«Глухонемая – говорит»

- Я долго не решалась сюда войти. Стеснялась очень. Даже подругу попросила, чтобы она со мной на второй этаж поднялась.

Высокая белокурая женщина, похожая на Снежную королеву, только с добрыми лучистыми глазами, – Наталья Осипова, режиссер театра. Двадцать лет назад она скромно стояла у входа в театр, сегодня шьет костюмы, ставит спектакли, выходит на сцену, и руководит детской театральной студией «Софит».

- Три года ходила в самодеятельность, - продолжает рассказ Наталья Владимировна. – А потом мне дали роль. И какую! Я играла восьмидесятилетнюю старуху, глуховатую и немую. Да еще на инвалидном кресле.

- Роль второго плана? – уточняю я.

- Понимаете, в театре не бывает неглавных ролей. Даже если играешь стул – я так детям своим говорю – все равно это роль, без которой нельзя. Спектакль уже репетировали, а вот старухи не было. Режиссер на меня посмотрел и воскликнул: «Вот она!». Что он там увидел, до сих пор не понимаю. Было тяжело. Не спорю. Приходилось за бабушками наблюдать, чтобы вжиться в роль.

Старушка потом и встанет, и заговорит. Комедию все-таки ставили, и как в любой хорошей истории, должен быть хеппи-энд.

На сцене скромность улетучилась, и Наталья начала играть. О театре грезила еще в детстве. Но выбрала музыку. А в 90-х, когда распался Союз, пришлось искать новую родину и новую профессию. Из Казахстана в качестве вынужденных переселенцев семья перебралась в Инжавино, а музыкальное образование так и осталось неоконченным. Сколько сейчас профессий у Натальи – даже она сама сбивается с толку. То ли пять, то ли шесть. Признается, что только когда пришла в театр, нашла себя. Однажды даже с работы сбежала, чтобы на репетицию не опоздать. Благо, все обошлось. И спектакль поставили, и с работы не уволили за самодеятельность.

В новом году Наталья Осипова планирует осуществить свою давнюю мечту и поставить драму Балашова «Бабы». В Год театра планов у труппы много…

Говорит костюм

- Ва-а-асилич! Василич! У нас что, гости?! И ты молчал? - в комнату врывается «старушка» и тут же заполняет собой все помещение. Кажется, даже старая театральная афиша насквозь пропитана ее скрипучим голосом.

«Василич» - актер театра, по совместительству директор Инжавинского краеведческого музея Александр Егоров. «Старушка» - Елена Денисова, получившая на первом областном фестивале самодеятельных театральных коллективов диплом за лучшую женскую роль. «Почетная бабушка», как ее прозвали коллеги.

- Мне нравится, когда зрители смеются, - говорит Елена.

В ее театральной судьбе немало драматических ролей. Актриса признается, что видеть в зале слезы или печаль ей всегда особенно тяжело, поэтому, будто ребенок, радуется, когда играет в детских спектаклях или водевилях.

- Многое зависит от костюма, - добавляет она. – Мы как-то ставили «Уроки дочкам» по пьесе Крылова, где мне нужно было сыграть барыню. Я надеваю костюм и думаю: «Ну какая я барыня?». Не то. Но когда удалось найти то самое подходящее платье, все изменилось. Выходишь на сцену – и точно. Барыня!

- К выбору костюма в Инжавино всегда относятся с особым трепетом, - добавляет главный режиссер Научно-методического центра народного творчества и досуга Тамбовской области Елена Макарова. – Костюм – это же отдельный спектакль, готовый сказать куда больше, чем от него ожидаешь. Для нас, для профессионального жюри всегда интересно, что на этот раз придумают в Инжавино. Они всегда готовы чем-то удивить.

Как-то актеры поставили «Царевну Подщипу». К спектаклю режиссер решил связать всех, причем буквально. В течение нескольких недель десятки человек сидели и вязали костюмы, бороды, манжеты, украшения. Вязать научились даже те, кто в жизни крючок в руках не держал. Зато жюри и зрители были удивлены – такого количества вязаных изделий они в жизни не видели.

Театр начинается с человека

- Я всегда считал, что учитель – это артист. Ты выходишь перед публикой, и твоя задача не только не дать им уснуть, но и донести знания, - говорит «Василич» Александр Егоров.

Александр Егоров бывший педагог, учитель химии и биологии, если вообще учителя бывают бывшие. Еще в школе занимался самодеятельностью, потом пригласили работать в Инжавинский заповедник, и лишь затем в краеведческий музей. Он и сам хотел играть в народном театре, но то ли руки не доходили, то ли скромничал. Однажды раздался звонок. Приглашают в театр, на роль старика «Василича». В дуэте с Еленой Денисовой они покорили зрителей, а их оценка – бесценна. На сцене же не профессионалы. Хотя профессионал все же есть. Вячеслав Курбанов – выпускник театрального отделения Тамбовского института культуры, вечером служит Мельпомене, днем работает в собственной кузне, так же как и на сцене – творит. Роман Исаев, Марина Любакова, Евгений Черницов, Светлана Хашина - у каждого своя профессия, но как только на сцене зажигается свет – начинается чудо.

Елена Невежина – педагог с тридцатилетним стажем. В инжавинском театре в годы Великой Отечественной войны играла ее бабушка. Затем дядя – моряк дальнего плавания. После школы Лена мечтала поступить в театральный институт, но мама заявила, что двух артистов для семьи вполне достаточно. Так Елена Юрьевна становится учителем. Работала в Мурманске, а выйдя на пенсию и вернувшись в Инжавино, пришла в театр.

- Для меня самое тяжелое – это постановки, посвященные Великой Отечественной войне. Выходишь к зрителям, а у самой ком в горле стоит. Думаешь, как бы не заплакать вместе с ними. Долго настраиваешь себя  и только потом начинаешь говорить.

Провинциальные театры живут за счет энтузиазма. Начальник отдела культуры администрации Инжавинского района Оксана Сотникова добавляет, что репертуар приходится менять постоянно. Три-четыре спектакля - и берутся за новый, зрителя нужно удивлять. И новый спектакль – это новые декорации и костюмы, и хоть режиссер Наталья Осипова утверждает, что на сцене должно быть не больше трех предметов, чтобы они «не перегружали план», их нужно грамотно подобрать.

- Совсем недавно мы получили автобус, так что теперь сможем чаще выезжать со спектаклями, - говорит Оксана Анатольевна.

Близятся новогодние праздники, а значит, актеры будут «жить» на сцене. Спектакли для детей и взрослых, днем и вечером. Делают постановки для детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья. Недавно начали привлекать к спектаклям не только своих младших помощников из театральной студии «Софит», но и пожилых людей. И пусть тяжеловато запоминать текст, когда выходишь на сцену - ты нужен. За любовь зрителя, его улыбку или печаль всегда приходится бороться. Бороться не ради себя, а ради искусства, чтобы театр жил, а вместе с ним и люди. На сцене и в зрительном зале.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер