Как попасть в XVII век: инструкция по применению

5 декабря, 12:53 Анна Мещерская Прочитали 1 062 раза
Фото: Надежда Золотарева
Как научиться любить историю, корреспонденту «ТК» рассказал создатель виртуального музея тамбовский предприниматель Ирина Лаврушкина.

Пару несложных манипуляций, и вперед — в прошлое. Фантазии практически по Спилбергу стали реальностью. Первый в России виртуальный исторический музей создали в Тамбове. Он посвящен истории Татарского вала и крепости Красный городок. Презентовать проект планируют ко Дню города. Но погрузиться в прошлое можно уже сейчас. Правда, в демоверсии лишь на три минуты. Виртуальный музей станет частью масштабного музейного комплекса, построенного уже в реальном мире. Почему технологии не противоречат «классике» и как научиться любить историю, корреспонденту «ТК» рассказал автор проекта тамбовский предприниматель Ирина Лаврушкина.

«Я поведу тебя в музей»

«Машина времени» размером чуть больше ладошки. Специальные очки со встроенной программой больше похожи на компьютерную игру. Надеваешь — и можно путешествовать во времени. Правда, пока только на три минуты, зато сразу в середину семнадцатого века. Живая история с живыми персонажами, событиями и действиями. Виртуальный музей еще дорабатывается. Даже создатели пока сами не знают, что получится в итоге. Не потому что нет единой концепции, а потому что развиваются технологии, позволяя сделать картинку более живой, появляются новые факты, рождаются новые идеи. В последующем экскурсия станет двенадцатиминутной. Так решили разработчики, чтобы не утомлять детей. Кстати, именно они вдохновили тамбовскую предпринимательницу Ирину Лаврушкину на создание виртуального музея. Дети и история.

А было дело так: как-то, собираясь в музей с детьми, Ирина заметила, что особенного желания попасть туда у них нет. Что их жизнь? Компьютер, телевизор, планшет да телефон. Стандартный набор даже для взрослого. Так пришла идея осовременить историю, добавить «цифру».

— Проезжая мимо Татарского вала, я часто представляла, где стояли укрепления, как жили люди в крепости, как выглядела наша земля. Ведь, по сути, отсюда, от Татарского вала, началась наша история. В школе этот период почему-то проходит мимо. У меня маленькая дочь, и мне бы хотелось, чтобы она знала свое прошлое. И я подумала: а вдруг я не одна такая? Может, кому-то тоже интересно то время.

Трехмерную модель крепости «создавали» строго по описаниям. Причем до исторической точности разработчики доходят и при создании персонажей. Костюмы, оружие, особенности быта — продумано все до мелочей. Ирина Лаврушкина поясняет, что с героями особенно важна точность. Сейчас разработчики работают над «созданием» воеводы Романа Боборыкина. Его портретов практически не сохранилось, поэтому приходится по крупицам собирать образ основателя Тамбова. Прорабатывают каждого героя. Одни его рисуют, другие «оживляют», третьи занимаются картинкой, чтобы путешествие во времени стало реальным.

Историческим консультантом выступил тамбовский краевед и писатель Сергей Кочуков, по инициативе которого год назад в селе Лысые Горы Тамбовского района был создан краеведческий музей. Он быстро стал народным: местные жители приносили старинную одежду, предметы быта, археологические находки. Последние до сих пор «всплывают» вблизи села. Кто крест найдет, кто оружие, а кто перстень. Почти четыре века назад здесь стояли крепость Красный городок и казачья слобода. Сергей Кочуков — потомок тех самых казаков, которые когда-то строили их.

Татарский вал по своим оборонительным качествам сравнивают с Великой Китайской стеной. С одной лишь разницей — главный символ Поднебесной можно было обойти.

Наше оборонительное укрепление служило защитой от набегов крымских и ногайских татар. Крутизна склонов Татарского вала составляла двадцать пять — тридцать градусов. С внешней, южной его стороны располагался ров шириной и глубиной около двух метров, на небольшом удалении — еще один ров глубиной метр. Через каждые десять верст вал был укреплен сторожевыми башнями. Высота его достигала шести-восьми метров. Примечательно, что создавали его вручную в несколько этапов. Сначала насыпали земляной вал около полуметра, который потом прорастал дерном. Затем еще вал — и снова дерн. Такая технология позволяла сохранить укрепление от ветров и разрушений.

Правда, к настоящему времени из семидесяти двух километров Тамбовского вала уцелело всего пятнадцать.

Одна цель

Планируется, что виртуальный музей станет частью «классического». Ирина Лаврушкина сразу поясняет: нет цели заменить музей — только дополнить.

— Виртуальный музей не сможет заменить «классический». Какой бы хорошей ни была графика, она не передаст особой атмосферы музея. Ребенка очень трудно привлечь к этому, но только попав сюда, он сможет понять, насколько это здорово.

С помощью информационных технологий Красный городок покажут с высоты птичьего полета, затем по территории можно будет прогуляться. В виртуальном мире крепость оживет. Можно будет пройтись по торговым рядам, услышать настоящего гусляра и даже принять участие в битве.

— Это не банальная «стрелялка», как в компьютерных играх, — поясняет создатель. — Прежде всего, мы хотим пробудить в подрастающем поколении чувство патриотизма, чтобы оно могло почувствовать себя защитниками крепости, встать плечом к плечу со своими предками. И конечно, в конце ощутить вкус победы. Еще недавно такие технологии воспринимались как фантастика. Конечно, нам немного страшно. А что же будет дальше? Сразу вспоминаются фантастические фильмы, когда люди уходят от реальной жизни и живут в виртуальном пространстве. Неужели и я буду прикладывать к этому руку? Хорошо это или плохо? Не знаю. От «цифры» мы никуда уже не денемся. Это данность. А еще возможность использовать что-то большее.

Демоверсию проекта презентовали на Покровской ярмарке. Было страшно, признается Ирина Лаврушкина, вдруг «виртуальный музей» не сможет заинтересовать зрителя. Оказалось, наоборот. Покровская ярмарка показала, что информационные технологии интересны не только детям. Взрослые тоже не прочь отправиться в прошлое.

Тамбовский ответ

Окончательную версию виртуальной программы планируют сделать частью экскурсий Лысогорского краеведческого музея уже в следующем году. Но ставить точку на этом проекте пока рано. Из виртуального мира разработчики вновь шагнут в реальный. Энтузиасты — жители села Лысые Горы — создали проект по восстановлению древней крепости. По задумкам авторов, она станет аналогом липецкой Кудыкиной горы. Но с единственной оговоркой: Красный городок — реально существующее место.

В планах — воссоздать не только точную копию некогда существовавшего оборонительного сооружения, но и, как в ее интерактивной версии, вдохнуть в укрепление жизнь. Идей — не перечесть: от мастерских и гостиниц до лыжных баз, конюшен и зоопарка. В итоге в десяти километрах от Тамбова должен появиться историко-культурный комплекс «Красный городок #КазачьяСлобода». Пространство займет примерно девять гектаров. Если удастся найти инвесторов, то, уверены разработчики, историко-культурный комплекс станет одной из визитных карточек нашего региона.

Но это только одна из задач. Главная цель — увлечь историей как можно больше людей. А для этого не всегда достаточно одного энтузиазма.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер