МЫ ВМЕСТЕ!

6 ноября, 14:32 Арина Орлова Прочитали 961 раз
Опыт социального партнерства библиотеки МАОУ СОШ № 11

В системе библиотечно-информационного обслуживания общества школьные библиотеки занимают особое место. Первые шаги по формированию читателя нередко начинаются в школе. Именно здесь ребенок очень часто впервые берет в руки книгу, и от того, как будет организована работа сотрудника библиотеки, во многом зависит, состоится или нет рождение читателя. До недавних пор именно формирование читательской культуры было основной целью и задачей деятельности школьной библиотеки как структурного подразделения образовательного учреждения. Сегодня задачи школьной библиотеки значительно шире и решить их можно только в тесном сотрудничестве с публичными библиотеками. Для нас, библиотекарей образовательных учреждений, взаимоотношение с публичными библиотеками особенно важно. Сотрудничество это взаимовыгодно и основано на объективных причинах:  

Разница в комплектации фондов библиотек. Основная функция образовательных библиотек - оказание помощи учебному процессу. Главное для них - достаточное количество учебной литературы и программных произведений. Если информации для дополнительной работы не достаточно - они обращаются к фондам публичных библиотек, чьи фонды художественной и отраслевой литературы гораздо богаче. 

Часто в школьных библиотеках - всего один сотрудник, на которого ложится колоссальная нагрузка. В его обязанности входит обслуживание на абонементе, обработка новых поступлений, ведение документации, пополнение справочно-библиографического аппарата библиотеки, проведение массовых мероприятий и многое другое. Понятно, что педагог-библиотекарь ограничен во времени для разработки большого количества разнообразных мероприятий. Публичные же библиотеки, имея разделение обязанностей сотрудников, могут помочь в создании качественных библиотечных мероприятий, приглашая учащихся школ на свои проекты, интересные встречи, тем самым помогая школам.  

В большинстве случаев, библиотеки образовательных учреждений, особенно старой планировки, не имеют больших помещений для проведения массовых мероприятий, связанных со значительным количеством детей. Публичные же, напротив, готовы принять группы читателей.  

Кроме того, нельзя недооценивать роль библиотеки и библиотекаря в процессе поддержки читательской и литературной культуры. Сам дух большой массовой библиотеки, где обилие выставок, где всё приспособлено для удобства читателя и ничто не отвлекает от книги, благотворно сказывается на юных посетителях библиотек, вызывая интерес к чтению и чувство сопричастности к чему-то очень важному 

Сегодня в информационной образовательной среде школы меняется роль не только учителя и ученика, но и педагога-библиотекаря. Учитель становится консультантом, партнером ученика в процессе его обучения. Ученик приобретает навыки самообразования. А педагог-библиотекарь обеспечивает информационное сопровождение всех участников в образовательной деятельности. Для достижения этой цели школьная библиотека работает по следующим направлениям: 

организация и проведение литературных праздников, конкурсов, викторин, уроков чтения; 

проведение библиотечных уроков, включающих в себя библиотечно-библиографические занятия; 

организация и проведение встреч с писателями; 

организация книжных выставок. 

Работать в данных направлениях возможно только в тесном содружестве с классными руководителями, учителями–предметниками, родителями, социальными партнерами. Толчком к творческому партнерству дает проведение совместных мероприятий, проектов, семинаров. Дети нашей школы участвуют в крупных проектах с такими партнерами как:  

ТОГБОУ ДО «Центр развития детей и юношества» (Областная школа журналистики),  

Тамбовская областная универсальная библиотека им А.С. Пушкина (Школа финансовой грамотности, Я говорю с тобой из Ленинграда, Тотальный диктант),  

Тамбовская областная детская библиотека («Бездомные животные: шанс на жизнь»),  

Централизованная библиотечная система г. Тамбова (Межрегиональный фестиваль детского литературного творчества «Признание»).  

Ближайшим партнером для нас является библиотека семейного-чтения филиал № 13 МБУ «ЦБС». Этой библиотеки принадлежит совершенно особая роль среди наших социальных партнеров. Проверенный временем 5-летний опыт показывает, что сотрудничество и взаимопомощь органично и выгодно для каждой из сторон. Мы дополняем и взаимообогащаем друг друга.  

В своей профессии я более 25 лет. И мне всегда хотелось выразить огромную благодарность всем библиотечным коллегам помогающим школе в реализации многих интересных программ и совместных проектов. У нас всех единая задача - воспитание активной, интеллектуально развитой, творческой личности, способной адаптироваться в любой социально-экономической обстановке. Наша общая цель - создание условий для качественной информационной поддержки учащихся,  формирование у детей устойчивого интереса к книге и чтению. Культурные ценности для ребенка будут подлинными тогда, когда они приносят ему радость и удовольствие. Поэтому главная задача организаторов всех детских проектов – увлечь, очаровать, помочь преодолеть отчуждение, открыть и раскрыть их творческие возможности. А самое ценное для меня увидеть плоды свой работы. Это светящиеся глаза ребенка, наполненные счастьем и радостью. Их первое волнующее чувство - вкуса победы. И когда слышишь слова благодарности от детей и их родителей, что их ребенок лучший, он победитель – понимаешь, что именно ты помог раскрыть в нем эти первые ростки таланта.  

Работая в тесном сотрудничестве с другими библиотеками, хочется отметить, что ощутимый результат приносят те мероприятия, в которых одинаково заинтересованы и учителя и библиотекари. Мне повезло, что в школе сложился очень дружный и творческий педагогический коллектив. Это мои единомышленники. Когда бы я ни подошла к педагогам с предложением участвовать в мероприятии, еще ни разу я не слышала отказ. И, естественно, после таких слов хочется работать и находить новые возможности и пути для расширения нашего взаимного сотрудничества с различными организациями города 

Социальное партнерство в деятельности школьных библиотек за последние годы стало одним из важных направлений. Оно объединило всех, кто неравнодушен к книге, кого волнует судьба библиотек, тех, кто искренне хочет помочь библиотеке в ее повседневных делах и развитии. Это сотрудничество помогает улучшить библиотечное обслуживание, сделать ярче и качественнее библиотечные мероприятия, удовлетворяет потребность пользователей в получении необходимой информации и услуг. Практически ни одно мероприятие в библиотеке, пожалуй, не обходится силами только самих библиотекарей, всегда рядом надежные партнеры, помощники-волонтеры. Среди единомышленников библиотек сегодня можно назвать и местные власти, и представителей бизнес-сообщества, средств массовой информации, и, конечно, читателей. 

В заключение хочу сказать, что наше сотрудничество – это слаженная работа единой команды, в которой каждый качественно выполняет своё дело, влияет на достижение общей цели. Как сказал Д. Уэбстер: «Люди вместе могут совершить то, что не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим». 

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер