В канун Дня Конституции: как создавался Основной Закон страны

10 декабря, 14:27 Елена Насонова Прочитали 853 раза
Обновленная Конституция России отвечает всем вызовам и реалиям времени.

У Конституции России богатая история - она претерпела глубокие изменения, отражая особенности каждой эпохи развития государства. Как менялся основной Закон страны – в нашем материале.

ОТ ЦАРЯ ДО СОВЕТОВ 

Предыстория Конституции в России берет свои истоки в начале девятнадцатого века. Первым конституционным проектом можно назвать «План государственного преобразования», разработанный в 1809 году графом Михаилом Сперанским. В документе закреплялись идея конституционной монархии, ограниченной парламентом, и отмена крепостного права.

Во времена императора Александра I появилась идея реформирования политического строя страны путем создания Конституции, гарантирующей подданным личную свободу и гражданские права. В 1820 году была разработана «Государственная уставная грамота Российской империи», но принятие документа было отложено на неопределенный срок. Во время реформаторского правления Александра II Россия была близка к принятию Конституции. Был подготовлен проект Конституции Михаила Лорис-Меликова, в котором предложена программа преобразований, включавшая перестройку местного управления, расширение прав старообрядцев, пересмотр паспортной системы, урегулирование отношений предпринимателей и рабочих, изменения в системе народного образования и прочее. Однако в 1881 году накануне подписания манифеста Александр II был убит народовольцами. Конституционный процесс в России был прерван.

После революции 1905 года император Николай II подписал манифесты 6 августа и 17 октября, в соответствии с которыми учреждались Государственная Дума и «Положение о выборах». Эти документы были восприняты как первый шаг к правовому строю.

Первая Конституция РСФСР, утвержденная на V Всероссийском Съезде Советов 10 июля 1918 года, носила ярко выраженный классовый характер. В ней были воплощены лозунги, провозглашенные большевиками: вся власть передавалась Советам, отменялась частная собственность на землю, вводились ограничения в политических правах для отдельных социальных групп.

В период существования СССР были приняты три общесоюзные Конституции и три Конституции РСФСР. 

ПЕРВАЯ КОНСТИТУЦИЯ СССР

Первая Конституция Советского Союза утверждена II Съездом Советов СССР в январе 1924 года. В значительной части она включала в себя положения Конституции 1918 года. На основе положений союзной Конституции в 1925 году была принята новая редакция Конституции РСФСР. Ее особенность заключалась в том, что она не содержала положений о подавлении эксплуататорских классов и мировой революции. Одно из главных положений - разграничение полномочий и компетенции органов СССР и РСФСР.

Одним из изъянов этой Конституции СССР стало то, что, закрепляя право республик на выход, она не предусматривала механизм «свободного выхода» из состава страны.

СТАЛИНСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ

Вторую Конституцию СССР историки называют сталинской. Принятая 5 декабря 1936 года, она главной задачей провозглашала построение социализма. Многие эксперты сходятся во мнении, что сталинская Конституция была более демократичной по сравнению с Конституцией 1924 года. В этот период Советский Союз искал поддержки международного сообщества в борьбе с растущим фашизмом. В создании текста приняли участие Иосиф Сталин и Николай Бухарин. Основные пункты документа: плановая социалистическая система стала основой экономической модели; впервые появились равные права у всех; люди наделялись всеобщим равным и прямым избирательным правом при тайном голосовании; прописаны права на труд и отдых, материальное обеспечение при болезни или старости и бесплатное образование; закреплены свободы слова и совести, печати, собраний и митингов, неприкосновенность личности и тайна переписки; земля, вода, транспорт и средства связи объявлены всенародным достоянием, занятые колхозами земли передавались им в вечное пользование.

Согласно Конституции 1936 года, партия большевиков стала главным представителем всех общественных и государственных организаций. Как и в предыдущий раз, в связи с изменением основного закона СССР поправки внесли и в Конституцию РСФСР. 

КОНСТИТУЦИЯ РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА

В начале 1960-х Верховный совет СССР сформировал комиссию по созданию нового основного закона страны. В 1964 году ее возглавил будущий генсек Леонид Брежнев. Поэтому третью и последнюю Конституцию СССР от 7 октября 1977 года называют брежневской. Она в целом сохранила принципы прежних конституций.

В политическую ее часть включили принципы социалистического строя и развитого социалистического общества. Основой экономической модели закреплялась государственная и колхозно-кооперативная социалистическая собственность, а также принцип планового хозяйства. Органы власти не изменились. Увеличился лишь срок правления верховных и местных Советов. За людьми сохранилось право референдума, а за республиками - право выхода из состава СССР. При Горбачеве в эту редакцию вносилась поправка об отмене однопартийности, КПСС перестала быть руководящим органом, и был введен пост Президента СССР.

КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ

Современная Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года по итогам всенародного голосования, проведенного по указу Бориса Ельцина. Новую Конституцию поддержали более половины от участвовавших в голосовании. Она стала результатом противостояния ветвей власти, компромиссом в условиях неспокойной политической и общественной ситуации в стране. В этом ее уникальность и особенность. В отличие от советских конституций, она основывалась на идеологическом многообразии.

ПОПРАВКИ-2020

Общероссийское голосование по поправкам в Конституцию прошло летом нынешнего года. Россияне в большинстве своем высказались за их внесение. Нынешняя редакция Основного закона страны отвечает реалиям времени и готова обеспечить устойчивое развитие государства на долгие годы. 

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Владимир Пеньков, политолог:

 - Сегодня в каноническом тексте Конституции Российской Федерации в обязательном порядке есть указание на то, что этот документ принят всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 года. По сути, этим подчеркивается весьма значимый процессуальный аспект: Конституция нашего государства принята не от имени народа, а самим народом. Да, ранее в текст 1993 года вносились изменения и дополнения имеющим на это конституционное право Федеральным Собранием. В частности, уточнялись названия и дополнялся перечень субъектов Федерации. Но масштаб и значимость изменений нынешнего года предполагали непосредственное участие суверена – многонационального российского народа – в процедуре рассмотрения и одобрения.

Полагаю, что сравнение прежних Конституционных текстов СССР и РСФСР с нынешним Основным Законом некорректно. Надо понимать, что нормы и принципы конституционного права призваны фиксировать реальные общественные отношения. А современная Россия и СССР эпохи, к примеру, 1936 года, во время принятия второй Конституции Советского Союза, - это два разных государства, где политические, экономические и социальные системы разнятся. То есть разработка и принятие нового конституционного акта отражает реальные потребности общества и государства, власти и народа. И это не высокая патетика, а юридические реалии.

Уместен вопрос: а то, что принято и вступило в законную силу летом нынешнего года, уже можно на века отливать в бронзе и высекать в граните?

Полагаю, что нет. Сейчас мы даже и предположить пока не можем, какие вызовы ожидают нас в будущем. Здесь важен разумный баланс. Нельзя превращать действующую Конституцию страны в икону. Но и нельзя дербанить ее «по поводу и без». При этом надо помнить, что основополагающие статьи остаются неприкасаемыми, поскольку тогда придется создавать и принимать абсолютно новый документ. В первую очередь это касается конституционно-правового статуса человека и гражданина.

Завершилась ли конституционная реформа с принятием и утверждением летних поправок? Уверен, что нет. Правовая система устроена так, что для полной реализации поправок, по оценкам специалистов, надо принять не менее сотни законов России, определяющих правовые механизмы реализации новых норм и принципов, а также привести «к одному знаменателю» региональную нормативную правовую базу. При этом, полагаю, текущее нормотворчество на уровне парламента страны и в регионах должно учитывать конституционные новации. Негоже, когда при принятии, к примеру, бюджета России на следующий год министр финансов Антон Силуанов позволяет себе вольные трактовки внесенных изменений в Конституцию России.

Напомню, что часть 6 статьи 75 устанавливает, цитирую: «В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом». Так вот, попытки господина министра в ходе дискуссии в Государственной Думе при обсуждении проекта бюджета разделить пенсионеров на «индексируемых и неиндексируемых» дает основание усомниться в том, что Антон Германович знаком с новой редакцией Конституции России, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля нынешнего года.

Не грех напомнить уважаемому члену правительства, что Конституция – это документ, принятый народом, а он - не более чем наемный чиновник. Нанятый, заметим, для реализации воли этого самого народа. 

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер