Что ждет хлебопекарную отрасль в нашей стране?

17 мая, 16:29 Арина Орлова Прочитали 466 раз
Президент Союза пекарей России Алексей Лялин поставил целью посетить хлебопекарные предприятия во всех регионах и увидеть реальную картину.

Он уже побывал в Мурманске, Ростовской, Волгоградской, Пензенской, Свердловской областях, а также Карелии и Калмыкии. Посетил с рабочим визитом Алексей Лялин и Тамбовщину. До конца года он планирует изучить ситуацию в тридцати регионах. По его словам, Россия – это не только федеральный центр, поэтому очень важно узнать, какие проблемы испытывает хлебопекарная отрасль в провинции. В большинстве регионов президент Союза пекарей России встречался с журналистами и дал серию интервью. На основе его слов и мнений ряда других экспертов мы попытались понять, что же ждет отрасль в нынешней ситуации.

- Наша страна изначально брала направление на полуинтеграцию в мировое сообщество. И при Советском Союзе, и дальше, в начале девяностых, в 2000-х годах. Страна гордилась тем, что мы покупали высокопроизводительное, автоматизированное, роботизированное оборудование в Германии, Франции, Испании, Швейцарии, Финляндии. А вот со своим оборудованием в России всегда было сложно. Даже индустриализация двадцатых годов тоже проходила на базе немецких и американских заводов. И сегодня такая же ситуация, - говорит в одном из своих интервью президент Союза пекарей России Алексей Лялин.

 В 2018 году был утвержден федеральный национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости». Его курировало Минэкономразвития. Проект реализовывался за счет средств федерального бюджета через государственные контракты.

В частности, в Тамбовской области заказчиком выступало управление экономической политики администрации области, а исполнителем – АНО ДПО «Школа бизнеса Диполь». Участниками проекта стали крупнейшие предприятия региона.

Все эти программы продолжали стимулировать производителей к приобретению импортных технологий и оборудования.

В ЧЕМ ГЛАВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ХЛЕБОПЕКОВ?

 По факту получается, что хлебопекарным предприятиям практически на государственном уровне навязывали переход на импортные производственные линии. Да, в этом были некоторые плюсы. Среди них – увеличение ассортимента и улучшение эстетических характеристик готовой продукции. С одной стороны, разнообразие ассортимента привлекало больше потребителей, с другой, такое условие диктовали и федеральные торговые сети. В свою очередь, каждый производитель хотел увеличить продажи. Для расширения линейки продукции многие хлебопекарные предприятия и закупали иностранное оборудование. В тогдашних реалиях покупка импортных линий позволила добиться поставленных целей, расширить ассортимент и повысить качество продукции.

Однако в изменившейся ситуации товаропроизводители испытывают некоторые трудности с импортным оборудованием. В частности, усложнилась логистика. Запасные части из-за границы можно привезти, но это занимает куда больше времени, сроки поставки значительно выросли. Сюда наложилась проблема волатильности рубля.

 Стоит четко понимать, что сейчас у зарубежных предприятий нет прямого запрета на продажу оборудования в Россию. Однако из-за проблем с логистикой приходится очень долго ждать запчастей, что может привести к срыву поставок продукции, а это по договору недопустимо.

- Если ситуация не изменится, то на сегодняшний день мы остались без резательно-упаковочных машин. Современные торговые условия и законодательство не позволяют продавать хлеб без упаковки. Также мы остались пока без специальных принтеров. Это серьезная проблема для нанесения даты производства и срока годности, а также штрихкодов. Мы остались сегодня без необходимых частей механизмов для роботов, которые работают на предприятиях. Мы остались без комплектующих для термомасляных печей, - комментирует ситуацию Алексей Лялин.

Также он добавляет, что «это не значит, что хлеба не будет. Это значит, что не будет того ассортимента, к которому мы привыкли, если ситуация не изменится. Потому что для поддержания этого ассортимента нужны высокопроизводительные и очень умные машины».

В качестве примера можно привести экономическую ситуацию в Америке в 1943 году. Тогда власти страны начали штрафовать предприятия, которые продавали хлеб сразу нарезанным и упакованным. В условиях Второй Мировой войны в США росли цены на хлеб и другие продукты. Правительство искало способы затормозить галопирующую инфляцию. Использование машин для нарезки оказалось очень дорогим, поэтому от нее решили отказаться совсем. Это позволило вдвое сократить количество упаковки и снизить расходы.

 ИМПОРТНОЕ ИЛИ ОТЕЧЕСТВЕННОЕ?

 - Чем отличается хлебопекарное оборудование от любого другого пищевого? Во-первых, оно самое дорогое. Фактически автоматизированное оборудование должно заменить человеческие руки на всем цикле производства – от муки до готовой выпечки. Конечно, технологически это очень сложные процессы на производстве. Поэтому сегодня для того, чтобы полноценно заменить все импортное оборудование, нам потребуется не меньше пяти лет. При условии, что этим будут целенаправленно заниматься, - аргументирует свою позицию Алексей Лялин.

Как бы странно это ни прозвучало, но в соотношении цена/качество отечественное оборудование для хлебопеков сейчас гораздо выгоднее импортного. В долгосрочной перспективе эксплуатация российских производственных линий обходится в пять-десять раз дешевле. Это касается не только самого оборудования, но также запчастей и масел.

Основной вопрос – справится ли российская промышленность с изготовлением новых производственных линий? Сейчас открывается большое окно возможностей для развития. Главное - суметь правильно воспользоваться ситуацией и заполнить нишу качественным отечественным оборудованием.

Отсюда возникает еще один резонный вопрос: насколько важен эстетичный внешний вид на производстве? Ведь в большинстве случаев региональные производители хлеба, покупая импортное оборудование, заплатили именно за бренд и за внешний вид. Отечественное оборудование по многим технологическим характеристикам совсем не уступает иностранному, хоть оно и не такое эстетичное внешне. К достойным российским производителям можно отнести ЗАО «Шебекинский машиностроительный завод, ОАО «Опытно-механический завод» в Москве, ОО «КБ НС» в Санкт-Петербурге, ЗАО «Эртильский механический завод» и другие.

Стоит упомянуть о том, что многие производители хлебопекарной продукции в регионах сумели адаптировать импортное оборудование и интегрировать части иностранных производственных линий с отечественными комплектующими. Да, это выглядит не очень красиво, но со своими задачами такая линия вполне справляется. Это касается и программного обеспечения.

Кроме того, в прежних реалиях федеральные торговые сети диктовали хлебопекам множество условий, ради которых и было закуплено импортное оборудование. К этим требованиям сетей можно отнести тот же самый широкий ассортимент, нарезку и упаковку. Сейчас же предприятиям хлебопекарной отрасли необходимо приспособиться к новой ситуации, чтобы выжить и справиться с проблемой импортозамещения. Возможно, наше оборудование не даст такого широкого ассортимента, но основные виды продукции вполне удастся сохранить. Люди в регионах будут обеспечены хлебом высокого качества в полном объеме.

 КАК НАЙТИ ВЫХОД ИЗ СИТУАЦИИ?

 На сегодняшний день пока ни один хлебозавод в Тамбовской области не получил субсидии из-за строгих требований к оформлению заявок. Но дело даже не в этом, а в самом подходе к решению проблемы. В конечном итоге производители все равно отдадут эти деньги своим поставщикам. Возможно, логичнее было бы сразу дать субсидии поставщикам, это могло бы принести куда больше результатов.

Еще один важный аспект – не нужно вмешиваться в ценообразование на государственном уровне. Наглядным примером служит недавнее регулирование цен на сахар. Ведь существует определенная линейка социальной продукции, которая отпускается по себестоимости. Также надо уходить от навязывания торговыми сетями неоправданных в сегодняшних реалиях требований, в том числе в части импортной упаковки продукции.

Необходимо и понимание того, что сейчас не стоит делать ставку на мини-пекарни. Почему? Оборудование в них также импортное, штат сотрудников минимальный, а объемы производства очень низкие. Они просто не в состоянии справиться с задачей обеспечить население должным объемом и своевременной доставкой свежего хлеба. К примеру, средний хлебозавод в России производительностью от пятнадцати до тридцати тонн в сутки имеет в своем автопарке от тридцати до пятидесяти автомобилей, осуществляющих доставку в 700-1500 торговых объектов ежедневно.

 Большинство читателей удивятся, что по соотношению пробега и количества перевезенного груза, согласно имеющейся у нас информации, «Газель» оказалась лучшим в мире автомобилем для перевозки хлеба по совокупности цены и качества.

Важно понимать, что, несмотря на возникшие экономические трудности в условиях санкций, без хлеба в России никто не останется. И одно из важных условий для этого – хорошее взаимодействие между производителями, органами власти и торговыми сетями. Государству и муниципалитетам надо понимать, что разбираться с проблемами бизнеса без участия представителей этого самого бизнеса просто бессмысленно. Для улучшения ситуации в хлебопекарной отрасли торговым сетям необходимо убрать излишние требования к производителям: расширить временной промежуток доставки (это изменит транспортную логистику в лучшую сторону), сократить количество упакованной продукции, упростить и ускорить введение нового ассортиментного перечня.

Стоит уточнить, что, кроме проблем с импортными оборудованием и упаковкой, существует еще и серьезная проблема с сырьем для изготовления хлеба. Но это уже тема для отдельной большой статьи.

Автор: Маргарита СВЕТЛОВА

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер
Популярное
Самое читаемое обсуждаемое
Вконтакте