Как складывается ситуация с сетевыми магазинами в Тамбовской области

8 октября, 12:47 Арина Орлова Прочитали 942 раза
Торговые сети = законная монополия?

Торговые точки федеральных сетевых магазинов разрастаются в центральной части России как грибы. Тамбов – не исключение. Две крупнейшие конкурирующие сети, доли в уставных капиталах которых имеют государственные банки, стремятся занять максимально возможное количество торговых площадей как в городе, так и в регионе в целом. Как по взмаху волшебной палочки спустя непродолжительный период времени после открытия торговой точки одной сети рядом открывается магазин главного конкурента. Нередко сетевые магазины одного бренда располагаются с частотой в три-четыре квартала.

Возникает логичный вопрос, как такое возможно, ведь в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» максимальная доля сети в пределах административно-территориального образования не может превышать 25 процентов. И тут обнаруживается первое слабое место законодательной базы – эта четверть высчитывается как доля оборота сети от общей суммы торгового оборота в регионе или муниципальном образовании. Предоставлять такие данные магазин не обязан, а значит, высчитать точные показатели, которые нельзя превышать, довольно проблематично. Вторая прореха касается непостоянства такого понятия, как оборот вообще. Он меняется день ото дня, месяц от месяца и в разные годы оборот как региона, так и сетевых магазинов разный. Как проследить эту динамику? Вопрос риторический.

ФРАНШИЗА КАК ВАРИАНТ

Стоит подчеркнуть, что франшизы сети в указанные 25 процентов не входят, а значит, и ограничение на них не действует. Президент Тамбовского регионального общественного фонда содействия бизнесу Татьяна Еремина посетила Международную выставку франшиз BUYBRAND Expo, которая проходила в Москве с 22 по 24 сентября. Эта выставка была основана в 2003 году и на данный момент является одной из самых авторитетных площадок Евразии в сфере франчайзинга. Мероприятие привлекает сотни брендов и тысячи инвесторов со всего мира. В этом году франчайзинговые компании и компании B2B из 28 регионов приняли в ней участие.

По информации на официальном сайте выставки, за 18 лет в BUYBRAND Expo приняли участие 1370 компаний и свыше 120 000 предпринимателей из 40 стран. Татьяна Еремина ознакомилась с представленными франшизами и побеседовала с представителями расширяющей торговые площади в Тамбовской области «Пятерочки». Магазины этой сети откроются на местах торговых точек прекратившей существование региональной сети супермаркетов «Огонек» и «Эконом».

- Как руководителя Фонда меня интересовал вопрос ассортимента в магазинах, открываемых по франшизе, и возможностях местных производителей добиться поставок их продукции в такие магазины. Представители сети ответили, что ассортимент франчайзинговых магазинов не отличается от ассортимента «Пятерочек», открываемых централизованно, — рассказала Татьяна Еремина.

 ШАГИ НАВСТРЕЧУ

Стоит оговориться, что государство предпочитает вмешиваться в деятельность бизнеса только тогда, когда необходимо реализовать что-то масштабное. К примеру, обязать привиться от коронавируса 100 процентов сотрудников, работающих в сфере торговли, за исключением тех, кто имеет медицинские противопоказания, или установить предельно допустимые оптовые и розничные цены на определенную продукцию. К примеру, в декабре 2020 года представителей региональных и федеральных сетей всячески побуждали подписать соглашение о сдерживании розничных цен на сахар и подсолнечное масло. Цена одного килограмма сахара не должна была превышать 45 рублей, а литра подсолнечного масла — 110 рублей.

Тогда «сетевики» пошли на уступки. После закрытия «Огонька» региональная власть предприняла попытку повлиять на «Пятерочку», дабы сподвигнуть федеральную сеть на сотрудничество с местными товаропроизводителями.

 В начале сентября под председательством и.о. заместителя главы администрации области Наталии Макаревич состоялась встреча с руководителями и менеджерами макрорегиона «Центр» торговой сети «Пятерочка». Как известно, именно эти магазины откроются на торговых площадях, которые раньше занимал «Огонек». Сеть была серьезным каналом сбыта продукции местного производства. Туда поставляли свежие овощи, грибы, молоко, мясо и кондитерские изделия местного производства.

По информации Управления по развитию промышленности и торговли области, основными темами совещания стали рассмотрение текущей ситуации по взаимодействию тамбовских производителей с этой торговой сетью и выработка совместного плана действия по организации работы в дальнейшем. Представители сети заявили о том, что есть конкретные производители, с которыми сеть хотела бы работать. Многие тамбовские производители хотели бы наладить взаимодействие с данной сетью. Представители сети заинтересованы в поставках свежих тамбовских овощей и фруктов, а также молока. Правда, по данным «Собиз Инфо», «Пятерочка» не намерена сама предлагать бизнесу сотрудничество – схема вхождения на полки этой сети осталась прежней. Заявку подает именно производитель. Но и это еще не все, никаких послаблений по факту региональным производителям ждать не приходится, а значит, путь на полку магазинов этой сети для них по-прежнему закрыт.

Сейчас на полках «Пятерочки» представлены 25 тамбовских производителей, а до конца года места на стеллажах обещаны еще десяти местным поставщикам. В текущем году доля местных производителей в данной торговой сети достигла 18 процентов, в первую очередь за счет развития направления «Мясная гастрономия, мясо и птица».

ЕСТЬ УСЛОВИЯ

 Потенциальным поставщикам «Пятерочки» стоит помнить, что договор аренды у этой сети собственного образца, он заключается сроком на 11 месяцев с возможностью пролонгации. Есть возможность заключать краткосрочные договоры аренды сроком от одного до шести месяцев. Такая информация размещена на официальном сайте Х5-Ритейл.

Компания осуществляет отбор поставщиков на основании единых критериев, сформированных исходя из цели экономической эффективности. Также у сети высокие требования к качеству продукции и, что немаловажно, привлекательности ее упаковки. То есть региональным поставщикам необходимо во многом пересмотреть производственные процессы.

Пока тамбовские фермеры думают, куда сбыть собранный сезонный урожай и как наладить сбыт, федеральные сети обустраивают новые торговые площадки. От лица тамбовских предпринимателей Тамбовский региональный общественный фонд содействия бизнесу готовит обращения в Государственную Думу РФ и в администрацию Тамбовской области, в которых собраны предложения по ограничению присутствия сетевых магазинов в регионах на местном уровне.

 

Комментирует президент ТРО Фонд «Собиз Инвест» Татьяна Еремина:

 -Несмотря на оптимистический настрой региональной власти, нельзя закрывать глаза на тот факт, что всевозможные устные соглашения не имеют реальной юридической силы и по закону магазины федеральных сетей не обязаны сотрудничать с местными товаропроизводителями. В ходе посещения выставки франшиз я узнала, что ассортимент франчайзинговых магазинов «Пятерочки» не отличается от ассортимента обычных магазинов этой сети. То есть никаких особых условий для местных поставщиков не предусмотрено, но открытие этих магазинов вполне возможно и не будет учтено в общем объеме сети. На данный момент, по информации предпринимателей, известно, что с теми тамбовскими поставщиками, которые уже есть на полках данной сети, «Пятерочка» планирует заключать договоры на поставки в магазины, готовящиеся к открытию. Для этих фирм расширение объемов продаж, безусловно, является положительной тенденцией. А вот насчет сотрудничества с новыми для сети поставщиками есть большие сомнения - оно будет обусловлено только экономической выгодой, а не фактом того, что эти предприниматели лишились мощного канала сбыта.

Автор: Юлия ПОТРЕБНИКОВА

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер
Популярное
Вконтакте