Развиваться или выживать?

9 апреля, 15:13 Арина Орлова Прочитали 672 раза

В Тамбовской области сняли почти все ограничения, связанные с коронавирусом, оставив лишь рекомендуемый режим самоизоляции для людей из группы риска. Казалось бы, экономика должна ожить и задышать полной грудью, но пока процесс восстановления идет достаточно медленно. Чтобы понять, насколько пострадал мелкий и средний бизнес в нашем регионе, и какие меры поддержки он получал от государства во время пандемии, мы подготовили серию интервью с местными предпринимателями. Сегодняшняя статья расскажет о том, как выживала в этот период сфера услуг. На вопросы редакции согласился ответить исполняющий обязанности директора еврохимчистки «Мартини» Александр Попов.

  - Александр, чтобы нашим читателям было проще ориентироваться в ситуации, расскажите немного о самом предприятии.

  - Наше предприятие было зарегистрировано 20 сентября 2005 года, а непосредственно к работе мы приступили с 1 июня 2006 года. На сегодняшний день у нас есть три пункта приема в Тамбове и еще несколько по области – в Котовске, Сосновке, Мичуринске, Моршанске.

На момент открытия численность сотрудников составляла около сорока пяти человек, сейчас остался двадцать один человек. Мы занимаемся химчисткой одежды, стиркой, чисткой и обработкой ковровых изделий, а также химической обработкой и чисткой обуви. Кроме услуг для населения, у нас есть еще одно направление – стирка вещевого довольствия Министерства обороны Российской Федерации в рамках госзаказа.

  - Давайте сразу перейдем к главному. Как вашему предприятию удалось выжить во время пандемии?

  - На самом деле помогли несколько факторов. В первую очередь, конечно, государственная поддержка. Мы попали в список пострадавших отраслей и смогли дважды получить финансовую помощь.

  - В чем эта помощь заключалась?

  - Что касается нашего предприятия, господдержка прошла в два этапа. На первом мы получили денежный транш на выплату минимальных заработных плат. То есть появилась возможность платить 12130 рублей каждому работнику предприятия в течение четырех месяцев. На втором этапе нам предоставили кредит. Здесь был расчет по 12130 рублей на человека сроком на шесть месяцев. Но в случае с кредитом есть нюансы, которые стоит уточнить. Во-первых, кредит беспроцентный. Во-вторых, если предприятие сохраняет все рабочие места и потеря штата составляет не более десяти процентов, то возвращать кредит не нужно. Причем в эти десять процентов входила любая потеря сотрудников, в том числе увольнение по собственному желанию. Срок по кредиту у нас истекает 1 мая. В итоге мы смогли соблюсти все условия, поэтому для нас он стал безвозмездной помощью. Скажу честно – нам эти деньги реально помогли, без них мы просто не смогли бы справиться даже при наличии каких-то собственных средств. Поэтому и я лично, и все наше предприятие выражаем огромную благодарность федеральным и местным органам власти за эту поддержку, за счет которой мы пережили пик пандемии.

 - Был ли какой-то особый порядок обращения за господдержкой?

  - Механизм был достаточно простым. После опубликования постановления правительства нужно было в электронном виде подать необходимые документы в компетентные органы. И все, больше не требовалось ничего. Рассматривали обращения достаточно быстро. Все прекрасно понимали, что если предприятие не получит поддержку сегодня, то завтра его уже может не существовать, оно просто не сможет выжить и закроется.

 - Александр, какие документы для отчетности вам теперь нужно предоставить, чтобы доказать, что вы выполнили все условия по кредиту?

  - На самом деле никаких особых документов нам предоставлять никому не нужно. Контролирующие органы отслеживают все без нашего участия. Они сами формируют отчеты на основании данных по отчислениям в Пенсионный фонд и налоговые органы.

 - Давайте еще раз проясним ситуацию - ваши сотрудники во время пандемии получали минимальную зарплату 12130 рублей? Или были какие-то еще дополнительные выплаты?

  - Всем сотрудникам мы выплачивали полноценную зарплату, которая указана в штатном расписании, а также выплачивали все необходимые отчисления в Пенсионный фонд и налоговую службу. Просто эти зарплаты формировались из двух частей – 12130 рублей нам давало государство на каждого сотрудника, а недостающую сумму мы платили работникам из собственных средств. Тем более что предприятие во время пандемии все-таки работало.

 - Остановимся на данном пункте поподробнее. В каком режиме вы работали во время пандемии коронавируса, и был ли спрос на ваши услуги?

 - Первый месяц мы не работали, как и многие другие организации. Выполняли только свои обязательства по госконтракту. Потом вышло постановление правительства, которое разрешало нам возобновить свою деятельность при условии соблюдения некоторых правил. В итоге мы сократили рабочий день, предприятие перешло на работу с минимальным количеством людей. Соблюдалась социальная дистанция, все поверхности регулярно дезинфицировали, сотрудники носили маски и перчатки.

  - А как вообще поступали заказы, если людям не разрешали выходить из дома дальше ста пятидесяти метров?

  - У нас и до пандемии была услуга, когда по желанию клиента мы приезжали на дом, забирали вещи, чистили их, а потом привозили назад. Именно этот уже ранее налаженный сервис помогал нам работать. Но оговорюсь, заказов было не так много. Вначале причиной было даже не отсутствие финансов у людей, а страх контакта. В принципе, это было нормально и ожидаемо. Тогда и достаточной информации не было о коронавирусе. Самоизоляция людей очень сильно напугала, поэтому заказов с выездом на дом, конечно, было не очень много. Объективно говоря, их было минимум.

 ЧТО ДЕЛАТЬ ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ?

  - Сейчас мы уже выходим из пика пандемии. Скажите, как теперь обстоят дела с объемом заказов по сравнению с досамоизоляционным периодом?

 - Для объективного сравнения нам с вами надо учитывать сразу несколько факторов. Во-первых, есть определенная сезонность. Пик востребованности услуг химчистки – весна и осень. Осенью люди достают из шкафов теплые вещи, а весной начинают носить более легкие вещи, а зимнюю одежду чистят, приводят в порядок и убирают до следующего сезона. Плюс весной люди активно готовятся к Пасхе, чистят ковры, приводят в порядок не только одежду, но и весь дом. Поэтому весной обычно самый большой наплыв клиентов. Зима и лето – так называемые мертвые сезоны, когда люди едут в отпуск или готовятся к новому году, им в это время просто не до химчистки, есть другие траты и заботы. Так вот, даже с учетом сезонности и предстоящей подготовки к Пасхе сейчас объем заказов упал более чем на пятьдесят процентов по сравнению с 2019 годом. С 2020-м даже и сравнивать не стоит. Кстати, падение спроса на услугу началось не в прошлом году, а осенью 2019-го, когда стали появляться первые новости о коронавирусе в Китае и других странах. И еще один нюанс нужно учитывать. Сейчас вроде пик пандемии прошел, нам с вами разрешили контактировать с соблюдением всех социальных норм, но все равно это не позволило людям пользоваться услугой на сто процентов. Почему? По одной простой причине – все накопления были потрачены за этот год. Если у людей еще и есть какие-то сбережения, то их пока тратят только на еду и предметы первой необходимости. Народ еще в страхе, пока все ждут некоей стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Поэтому сейчас рано даже говорить о восстановлении тех объемов, которые были до пандемии. Это пока просто невозможно.

  - Изменилась ли ваша ценовая политика после пандемии? Согласитесь, невозможно удержать цены на прежнем уровне с учетом того, что все реагенты и материалы дорожают с каждым днем.

 - Несмотря на то что вся мировая экономика находится далеко не в завидном положении, но при снятии глобального локдауна все предприниматели попытались вернуть денежки, которые не добрали за прошедший год. Из-за этого резко подскочили цены. Все то, что мы закупаем для обеспечения нашей услуги, подорожало сразу в несколько раз. Каждую неделю нам сообщают о подорожании того или иного реагента, материала, оборудования, запчастей. Все дорожает с очень высокой прогрессией. Что делаем мы в этих условиях? Мы цены не повышаем. Мы привлекаем собственные, заемные средства, но на сегодняшний день мы пытаемся наши цены удержать на том же уровне, на котором они были до пандемии. Если уж совсем откровенно говорить, то цены мы не поднимали с 2018 года. И будем стараться удерживать их дальше, что в сегодняшних условиях очень тяжело. Но мы сами прекрасно понимаем, что повышение цен отпугнет клиентов. Народ и так уже боится всякого рода услуг, а повышение цен еще сильнее оттолкнет от нас конечного потребителя. Поэтому мы делаем все возможное для того, чтобы не повышать цены. Пока это получается, но что будет завтра, сложно сказать.

 УХОДИТЬ В ОНЛАЙН – ЭТО ПАНАЦЕЯ?

 - Во время пандемии все предприниматели постарались уйти в онлайн, начали развивать социальные сети. Как у вас с этим обстоят дела?

  - Мы тоже стали развивать соцсети. Это в первую очередь дополнительный контакт с потенциальными клиентами. Если людям некомфортно нам позвонить, они могут написать в Инстаграме, выяснить все вопросы, сразу могут прислать фото своего изделия и получить подробную консультацию. Но если говорить об увеличении клиентской базы благодаря соцсетям, то об этом очень тяжело сейчас судить. Понимаете, люди стали активнее, в том числе и в соцсетях. Они к нам приходят, узнают, интересуются ценами. Видно, что они хотят воспользоваться услугой, но вопрос в том, насколько им сегодня это доступно в условиях, когда позади страшный год и непонятно, что ждет впереди. Каждый пока старается попридержать копеечку. Да, хочется воспользоваться нашей услугой. Да, многим это уже необходимо. Да, многие вещи просто нельзя привести в порядок в домашних условиях. Наша услуга объективно нужна людям, тем более после зимы. Если они начнут пользоваться услугами – это уже показатель стабильности.

  - Как Вы считаете, какие меры поддержки сейчас спасли бы ситуацию и помогли бизнесу остаться на плаву?

  - Чтобы начать дышать полной грудью, бизнесу надо пойти в рост. А тут поможет только увеличение благосостояния людей. Хотелось бы, чтобы остановилась безработица, чтобы экономика встала на те же рельсы, на которых была до пандемии. Чтобы у людей появилась уверенность в завтрашнем дне, чтобы у каждого была зарплата. А если у каждого будет зарплата, значит, и предприятия будут продолжать развиваться, чтобы качественно предоставлять ту или иную услугу. А какие меры помогут? Если, например, не поднимать налоги, это можно приравнять к той же финансовой поддержке предприятий. Ведь каждый предприниматель по-любому закладывает определенные расходы на оплату налогов. Я хочу сказать, что сегодня любая поддержка со стороны государства для бизнеса очень ощутима. Любая помощь будет сказываться положительно.

  - А можно ли на данном этапе говорить о каких-то планах и перспективах в вашей отрасли?

 - Пока у нас есть задача удержаться на том уровне, на котором мы находимся сегодня. В идеале – подняться до объемов работы, которые были до пандемии. А когда выйдем на прежний уровень, будем уже говорить и о перспективах дальнейшего развития.

 

Комментирует президент ТРО Фонд «Собиз Инвест» Татьяна ЕРЕМИНА:

  - Сфера услуг во время пандемии действительно очень сильно пострадала. Некоторые предприятия получили господдержку. Но малому и среднему бизнесу эта поддержка требуется и сейчас. Предприниматели еще не оправились от кризиса, который в экономику привнес коронавирус. Сейчас, с одной стороны, перед малым и средним бизнесом стоит задача восстанавливаться, набираться сил и развиваться. С другой, многие слишком сильно истощили свои ресурсы во время локдауна, у них банально нет средств даже на то, чтобы просто прийти в себя, не говоря уже о росте и развитии. И не надо забывать про основной закон рыночной экономики: спрос рождает предложение. Чтобы был спрос, помощь, в том числе и финансовая, требуется не только бизнесменам, но и их клиентам. Потому что без денег невозможно восстановить покупательскую способность, а без покупателей бизнес просто умрет. Как выбраться из этой ситуации? Предлагаю вместе поискать пути решения 15 апреля на нашем круглом столе, который как раз посвящен теме выживания мелкого и среднего бизнеса во время пандемии и после нее. К участию приглашаем представителей малого и среднего предпринимательства, экспертов и представителей органов власти. Будем очень рады конструктивному диалогу.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер