Гендиректор туристического агентства из Тамбова рассказал о проблемах турсферы

5 апреля, 08:30 Арина Орлова Прочитали 1 084 раза
О своем видении ситуации корреспонденту «Собиз Инфо» рассказал владелец туристической фирмы «Парус» Сергей Шуклинов.

Туристическая отрасль в прошлом году была признана правительством самой пострадавшей от коронавируса отраслью экономики России. Об этом заявлял вице-премьер Дмитрий Чернышенко, курирующий в правительстве туризм. Турпоездки и перелеты прекратились первыми и возобновились практически в последнюю очередь. О своем видении ситуации корреспонденту «Собиз Инфо» рассказал владелец туристической фирмы «Парус» Сергей Шуклинов.

 - Добрый день, Сергей!

 - Юлия, добрый день!

 - Сегодня мы с Вами обсуждаем тему, которая Вас как предпринимателя касается напрямую. Это актуальные проблемы в сфере туризма и пути их решения.

 - Да, это животрепещущая на данный момент тема.

- Сергей, Вы являетесь владельцем туристического агентства. Расскажите, пожалуйста, как сегодня обстоят дела в сфере туризма в целом?

- Не секрет, что туризм пострадал во время пандемии и периода самоизоляции сильнее, чем остальные отрасли российской экономики. Отголоски прошлогодних событий заметны в сфере работы турагентств и сегодня. Выражается это в первую очередь в серьезном снижении спроса на наши услуги, а значит, наблюдается заметное падение прибыли.

 - Насколько весомым можно назвать это снижение?

 - Настолько весомым, что это катастрофа. Многие турагентства просто прекратили свое существование, и они больше не откроются. Это в основном те, кто занимался внешним туризмом. Они не смогли восстановиться, так как границы были закрыты. Наше агентство занимается внутренним туризмом, нам было немного проще в этом плане. Пострадали при этом не только сами турфирмы, но и перевозчики. Большинство туров у нас автобусные, и транспорт простаивал, а зарплаты водителям необходимо было платить.

- Как Вы думаете, в чем причина того, что падение спроса оказалось настолько сильным?

- Во-первых, это падение реальных доходов населения. Они снизились значительно. Режим самоизоляции пошатнул уверенность людей в завтрашнем дне, они не готовы после таких потрясений отдавать деньги за развлечения. Напуганные событиями прошлого года тамбовчане, да и жители всех регионов предпочитают экономить на товарах, не являющихся необходимыми. Во-вторых, люди напуганы тем, что высок риск заразиться, и многие потенциальные и даже постоянные клиенты предпочитают по минимуму находиться в местах скопления людей.

СЛОЖНЫЙ СЕЗОН

Решение разрешить турпоездки внутри страны вступило в силу 1 июня 2020 года. Тем не менее каждый из регионов устанавливал даты начала работы туристической сферы индивидуально. Первыми открылись для туристов регионы с низким уровнем заболеваемости Covid-19, в зависимости от эпидемиологической обстановки. То же самое касалось и стран с низким уровнем распространения коронавируса.

- После снятия режима самоизоляции вы начали работать. Когда это произошло, и как шли дела?

 - Подготовку к сезону мы начали заранее. К июню прошлого года вернули сотрудников в офис – оформлением путевок занимаются трое сотрудниц. В июне мы начали осуществлять автобусные туры к морю. В основном это Краснодарский край и Крым. Ездили в Абхазию. Если говорить честно, то получалось осуществлять свою деятельность с большим трудом. Почти весь сезон мы просидели без работы. Туры были, но людей набиралось очень мало.

 - А были ли какие-то туры, кроме автобусных туров на море?

- Да, были. Мы возим и по «Золотому кольцу», и в Санкт-Петербург, и паломнические поездки организуем. Но особенность прошедшего сезона в том, что паломников тоже стало меньше. Раньше люди ездили по святым местам в поисках исцеления, а теперь, наоборот, воздерживаются от таких поездок, чтобы не заболеть. Вообще, что касается паломнических поездок, эта тема актуальна для всего мира. Если в масштабах страны урон и ощутим, то он все равно не так заметен, как в том же Израиле. Эта страна закрыта уже год, туда попасть невозможно, и паломничества к Гробу Господнему не осуществляются, а ведь это одна из главных православных святынь.

- Какова была рентабельность таких поездок?

 - Рентабельность упала ниже некуда. Она почти достигла нуля. Хорошо, что в минус не ушли. Произошло это по понятным причинам: перевозчикам нужно платить ничуть не меньше, чем в предыдущие годы, топливо дорожает, денег у людей стало меньше, число самих туристов уменьшилось в три раза. При снижении спроса себестоимость поездки не упала, поэтому прибыль оказалась минимальной.

- Как обстояли дела с выплатой зарплат при таком падении доходов? Как реагировали на ситуацию сотрудники?

 - На выплату зарплат мы дважды получили субсидию в размере 12130 рублей на каждого сотрудника. Это тоже деньги, конечно, но совсем не та сумма, которую обычно получают сотрудники в нашем агентстве. Естественно, им этого мало, ведь они имеют определенные расходы и обязательства, которые никто им не «простил». У современного человека есть кредиты, нужно платить за коммунальные услуги, покупать еду, содержать детей, домашних питомцев. Это все требует денег. Одна сотрудница даже уходила на несколько месяцев работать на одно из тамбовских предприятий. Когда деятельность получилось возобновить, она вернулась, потому что ей нравится работа в сфере туризма, и у нее это получается. Хорошего сотрудника найти сложно.

АКЦЕНТ НА ОНЛАЙН

 Кроме туристических фирм, в этой отрасли задействованы другие заведения, такие, как рестораны, столовые, кафе, гостиницы. Сферы общепита и гостиничного бизнеса также были признаны наиболее пострадавшими во время пандемии коронавируса. Особенно заметны стали перемены в отношении к работе с клиентами онлайн.

 - Сергей как, по Вашим ощущениям, в целом повлияла пандемия на бизнес?

 - В целом туристов стало меньше, и все стало сложнее. Заведениям общепита долгое время не разрешали полноценно работать, поесть можно было только на открытых верандах. Естественно, упадок был заметен и в гостиничной сфере, они потеряли доход практически полностью, и в ресторанной сфере. Многие просто закрылись и не возобновили свою работу.

 - Многие заведения искали выход из сложившейся ситуации, усиливая работу в онлайн-формате. Рестораны улучшили сервисы онлайн-заказов еды и доставки, появилось множество вебинаров. Как Вы относитесь к работе онлайн и соцсетям?

- Мы начали активно развивать социальные сети задолго до пандемии. У меня есть несколько групп в соцсетях, в которых в общей сложности находится около трехсот тысяч подписчиков. Это почти численность населения областного центра. В соцсетях я размещаю видеообзоры гостевых домов, в которых будут находиться туристы, автобусы, на которых они поедут до места назначения. Снимаю обзоры достопримечательностей, меню столовых и кафе, рассказываю о ценах. Это дает потенциальным клиентам, которые видят такой контент, практически полную «картинку» того, за что они платят деньги. Их не ждут неприятные сюрпризы, потому что они уже заранее знают, на чем поедут, где будут жить, где обедать, куда ходить.

 - Что, на Ваш взгляд, было самым сложным в бизнесе за последний год?

 - Это был кризис, которого за семь лет работы агентства я не припомню. Я до открытия турбизнеса уже долгое время занимался организацией паломнических поездок по святым местам, так как мне это интересно. Сложно было в этой сфере не только нам, но и вообще всем. Самое непростое – сохранить рабочие места и своих клиентов. Успех предпринимателя зависит во многом от его открытости для потребителей, от репутации фирмы, прозрачности процессов, от цен. Важно было сохранить цены, не поднимая их. Я уверен, что нужно работать для людей и не обманывать своего клиента, строить свое дело на том, чтобы туристам было комфортно. Не все смогли сохранить бизнес, не все получили господдержку, льготные кредиты. Кредитование для малого бизнеса - это вообще отдельная тема, над которой необходимо работать.

- Спасибо за честные ответы, Сергей! Надеемся, что после снятия ограничений сфера туризма все-таки оживится.

Комментирует президент ТРО Фонд «Собиз Инвест» Татьяна Еремина:

 - Коронавирусная инфекция для туристической отрасли стала серьезным испытанием на прочность. Многие страны и сегодня закрыты для туристов. Утешает то, что постепенно возобновляются регулярные перелеты. С 1 апреля для россиян открывают свои границы еще шесть стран. Также откроются для международных рейсов аэропорты в тринадцати городах России, в том числе в Воронеже, Липецке, Саратове и Белгороде. Осложняется отдых россиян за границей тем, что туристы должны будут предоставить справку о вакцинации, иметь антитела к коронавирусу или отрицательный результат теста на COVID-19. К тому же в некоторых странах предполагаются карантинные мероприятия. А время отпуска обычно ограничено, и люди не считают целесообразным выезжать за границу. С внутренним туризмом ситуация более утешительная, но и в нем достаточно проблем. Предприниматели, обращающиеся в Фонд, говорят о снижении спроса на туристические услуги. К примеру, ранее востребованные экскурсии по популярным маршрутам для школьников и студентов невозможны - выезд детей за пределы области пока остается под запретом. Все-таки уровень заболеваемости, несмотря на снижение, сейчас довольно высок, а это значит, что трудности еще не закончились.

Автор: Юлия ПОТРЕБНИКОВА

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер