В условиях пандемии тамбовские бизнесмены искали и находили новые пути для развития

26 августа, 11:28 Елена Насонова Прочитали 195 раз
Какую поддержку получили производители, а материале ТК.

Зерно и мясо, сахар и злаки, продукция химической промышленности и машиностроение. Пожалуй, большинство жителей области назовет именно эти товары, отвечая на вопрос о том, что может реализовать наш регион за пределами российских границ. Ориентир на увеличение экспорта продукции взяла сегодня Тамбовщина, реализуя на своей территории национальный проект «Международная кооперация и экспорт». И, что очень важно, в эту работу вовлечены не только крупные предприятия промышленности и АПК региона, но и представители малого и среднего бизнеса.

Главное - начать

Руководитель одной из экспортных компаний ООО «АТЛАНТ ГРУПП» Тамбова Алексей Стригачев вспоминает, как еще лет шесть назад продукцию фирмы по производству готовых завтраков, продуктов здорового питания и круп он, будучи начальником отдела продаж, самостоятельно продвигал на российском рынке. Хлебцы, хрустящие батончики и подушечки с различными вкусными начинками пользовались большим спросом. Оно и не удивительно, ведь из качественного сырья (муки, сахара) получается качественная продукция. Ею заинтересовались представители Таджикистана. Проработав некоторое время через посредников, руководство компании решило выстраивать экспортную политику самостоятельно. Для удобства управления экспортными процессами было решено создать отдельную фирму, которую ровно пять лет назад и возглавил Алексей Стригачев.

- Самым сложным было начать, - вспоминает он. – Все трудности оказались преодолимы, когда мы стали взаимодействовать с региональным Центром поддержки экспорта.

Сотрудничество с профессионалами, по словам Алексея Стригачева, началось, прежде всего, с теории:

- Мы стали детальнее изучать документацию, необходимую для ведения экспортной деятельности, анализировать законодательную базу. Специалисты Центра помогали с переводами бланков, прайсов, каталогов, текстов договоров на иностранные языки. Нам помогли разместиться на электронных торговых площадках.

Пожалуй, самой эффективной мерой поддержки стало для тамбовской компании-экспортера участие в бизнес-миссиях и международных выставках.

- В феврале этого года участвовали в ПродЭкспо-2020, - рассказывает Алексей Стригачев. – В результате нам удалось заключить контракт с крупным казахстанским дистрибьютором на сумму более ста миллионов рублей.

Если смотреть географию рынков сбыта продукции тамбовской компании, то это большинство стран постсоветского пространства: Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан, Беларусь, Луганск, Донецк. На том же ПродЭкспо-2020 заинтересованность продукцией наших производителей проявляли представители Ливии, Ирака, Турции, Армении, Пакистана и др. Ситуация с распространением коронавирусной инфекции внесла свои коррективы в экспортные планы предпринимателей. Тем не менее работа продолжается, есть контракты и новые предложения, по которым нужно выстраивать эффективную экспортную политику.

Центр в помощь

Выходить на международные рынки малому и среднему бизнесу помогает региональный Центр поддержки экспорта. По словам его руководителя Игоря Сухарченко, стимулирование экспортной активности субъектов малого и среднего предпринимательства является одним из основных приоритетов экономики региона:

- Центр поддержки экспорта – это единая площадка для работы с экспортно ориентированными компаниями. Здесь предоставлен широкий комплекс мер поддержки в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Речь идет об услугах для экспортеров, стандартизированных Российским экспортным центром.

Самая популярная позиция в перечне услуг — содействие участию компаний в выставках, которые проходят в России и за ее пределами. Интерес представителей малого и среднего бизнеса к подобным мероприятиям объясняется просто: международные выставки – один из наиболее эффективных инструментов для налаживания прямых контактов с потенциальными покупателями, а также продвижения своей продукции. В 2019 году более двадцати тамбовских компаний получили возможность презентовать свою продукцию на международных выставках в Арабских Эмиратах, Чехии, Нидерландах, Казахстане и других странах.

- Центр оплачивает предпринимателям в полном объеме расходы по участию в выставках, - говорит Игорь Сухарченко. – Да, в этом году в связи с пандемией данное направление было не столь востребовано, однако даже с учетом сегодняшней ситуации, мы находим механизмы для того, чтобы тамбовские бизнесмены могли вести экспортную политику. К примеру, на данный момент в Чехии проходит международная выставка, на которой свою продукцию представляет наш тамбовский производитель. Так как на данный момент авиасообщение с Европой приостановлено, компания пользуется услугами официального представителя.

Еще одно востребованное бизнесом региона направление – это регистрация и работа на международных электронных площадках. Эта услуга рассчитана в основном на те компании, которые уже имеют опыт экспортной деятельности. Работая на таких электронных площадках, можно не только находить конечного потребителя за рубежом, но и бизнес-партнеров, заключая экспортные контракты оффлайн. Специалисты Центра поддержки экспорта оказывают все необходимое сопровождение. На настоящий момент более двадцати тамбовских компаний успешно развивают свой экспортный потенциал в электронном формате.

Третья по популярности услуга, пользующаяся спросом у представителей малого и среднего бизнеса, - это сертификация. И здесь мы в первую очередь говорим о сертификате соответствия директивам Европейского союза. Цена вопроса для предпринимателя, решившегося на его оформление, может составлять несколько миллионов рублей.

- Центр оказывает услугу по приведению продукции в соответствие с требованиями, необходимыми для экспорта, и может выделить до одного миллиона рублей, софинансируя до восьмидесяти процентов расходов на сертификацию. Мы сами были свидетелями того, как, оформив данный сертификат на свою продукцию, две наших тамбовских компании получили мощный толчок в развитии своей экспортной деятельности. Одна из них сумела выйти на рынки четырех европейских государств, другой компании сертификат помог выйти на рынок Германии, Вьетнама, Мексики, - продолжает Игорь Сухарченко.

И это еще далеко не все, чем помогают представителям малого и среднего бизнеса специалисты Центра поддержки экспорта. В Центре тамбовские предприниматели могут заказать маркетинговые исследования иностранных рынков, получить содействие в создании сайта, презентаций на иностранном языке. Здесь научат основам экспортной деятельности, ее правовым аспектам, таможенному оформлению экспортных операций, расскажут о финансовых инструментах экспорта, документационном сопровождении, возможностях онлайн-торговли. Кроме того, Центр поддержки экспорта привлекает предпринимателей, в том числе и крупный бизнес, на услуги Российского экспортного центра, который предоставляет финансово-банковские продукты для экспортеров.

А еще здесь всегда помогут с переводом материалов на иностранные языки, посодействуют в обеспечении защиты интеллектуальной собственности, организуют участие в международных бизнес-миссиях, оплатят консультации экспертов.

- Главное для предпринимателей – активность и желание развиваться, - говорит руководитель Центра поддержки экспорта Игорь Сухарченко. – У нас были компании, с которыми мы делали первые шаги в экспортной деятельности, проходили вместе с ними этот непростой путь. Мы также понимаем, что наша целевая аудитория – это субъекты малого и среднего бизнеса, которые зачастую ограничены в ресурсах и осознают риски, на которые идут. Поэтому наш Центр позволяет предпринимателям сэкономить значительные средства при выходе на экспорт.

Динамика в плюсе

По данным областного управления регионального развития и поддержки инвестиционной деятельности, за первое полугодие 2020 года экспортные поставки из Тамбовской области по сравнению с тем же периодом прошлого года увеличились в 2,2 раза.

Поскольку регион – аграрный, то большая часть экспорта составляет продукция агропромышленного комплекса: зерно, мясо и субпродукты, маслосемена, сахар, спирт, меласса, жом, жмых. Далее за рубеж поставляется продукция химического производства, машиностроения, обработка древесины и производство изделий из дерева.

Основную долю в структуре экспорта продовольственных товаров и сырья традиционно составляют зерновые – более 40 процентов. За первое полугодие нынешнего года экспорт злаков составил 75 миллионов долларов, из них более 90 процентов - это экспорт пшеницы. Основными покупателями тамбовского зерна остаются Белоруссия, Азербайджан, Абхазия, Египет.

Ведущую позицию в структуре экспорта в 2020 году стал занимать экспорт семян подсолнечника и сои. Их экспорт составил более 23 миллионов долларов. Основные рынки - Латвия, Нидерланды, Иордания, Египет, Белоруссия, Израиль, Ливан.

По данным таможенной статистики, в течение 2019 года предприятия и организации, зарегистрированные в Тамбовской области, осуществляли торговлю с 86 странами мира. Основными торговыми партнерами Тамбовской области остаются Украина, Беларусь, Китай, Латвия, Казахстан, Германия, Узбекистан, Нидерланды, Австрия, Франция.

Экспорт продовольствия Тамбовской области за первое полугодие текущего года составил 184 миллиона долларов, что в три раза больше аналогичного периода прошлого года. Доля экспорта продовольственных товаров и сырья в общем объеме экспорта области – 87 процентов. По мнению руководства региона, Тамбовщина набрала хорошие темпы в работе по реализации нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» и у нее есть все шансы выполнить его целевые показатели.

Прямая речь:

Александр НИКИТИН, глава администрации Тамбовской области:

- Снятие административных барьеров, комплексное развитие системы мер господдержки, унификация подходов с учетом региональной специфики и широкая информационная работа - главные условия для стимулирования развития экспортного потенциала предпринимателей. Скорость распространения информации в самой бизнес-среде должна быть максимальной даже по сравнению с другими мерами господдержки, чтобы предприниматели четко знали, какие необходимо выполнить требования для выхода на экспорт

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер
Популярное
Вконтакте