В ближайшие годы в стране могут измениться земельные законы

9 апреля, 09:37 Елена Насонова Прочитали 532 раза
Российские гектары: в ожидании перемен.

Правительство России предлагает изменить сразу несколько законов о земле. Нововведения коснутся как рядовых жителей, так и бизнес. По мнению инициаторов совершенствования земельного законодательства, изменения помогут решить проблемы, которые сегодня фактически неразрешимы. Речь идет о пересмотре принятого принципа деления всех наших земель на привычные категории - сельскохозяйственные, особо охраняемые и прочие. Так почему же нужно отказываться от этого привычного деления и заменить категории на так называемые зоны? Разбираемся вместе.

Определить границы

 Инициаторы земельной реформы поясняют так: несмотря на то, что сельскохозяйственные земли сами являются донорами для любого развития и строительства, построить на них, например, ферму, склад для готовой продукции, дом фермера или организовать ярмарку для реализации произведенной на этой земле продукции невозможно. Что же предлагается?

 В нашей стране сельскохозяйственные земли как отдельная категория занимают второе место по площади после земель лесного фонда. Их площадь почти в двадцать раз больше площади всех населенных пунктов. Главная особенность этих земель в том, что они не только являются средством производства в сельском хозяйстве, но и обеспечивают нашу продовольственную безопасность. А еще на этих землях ведется деятельность, не связанная с сельским хозяйством, - строятся дороги, добываются полезные ископаемые.

При подготовке Земельного кодекса в 2001 году принцип деления земель на категории рассматривался как основа земельного законодательства и гарантия защиты земель. Но последующие годы показали, что этот принцип не сработал. Произошло это прежде всего потому, что одной декларации об отнесении земель на бумаге к какой-либо категории без определения их границ оказалось недостаточно.

Так получилось с землями лесного фонда, с сельскохозяйственными землями и с землями особо охраняемых территорий и объектов. То есть со всеми теми, которые нужно бережно использовать и охранять.

Сейчас по поручению Президента устанавливаются границы лесничеств и лесопарков, национальных парков и заповедников. По мнению российских законодателей, такая же работа должна быть выполнена и на землях сельскохозяйственного назначения. Процесс этот явно непростой, и начать его нужно с подготовки новой редакции Закона «О землеустройстве» - главного нормативного акта по планированию использования сельскохозяйственных земель. Многие эксперты сошлись во мнении, что отказаться от деления земель на категории и перейти на систему зонирования территорий без потерь можно только тогда, когда будут определены границы трех ключевых категорий земель - лесных, сельскохозяйственных и особо охраняемых. При этом, считают они, уже сейчас необходимо решить главную проблему, которая напрямую связана с категориями земель и тормозит реализацию отдельных национальных проектов. Речь идет о процедуре перевода земель из одной категории в другую. Она непрозрачна, содержит в себе коррупциогенные факторы и требует коренного пересмотра. Разговор здесь идет не об угодьях или об особо ценных землях в составе сельскохозяйственных угодий, а о прочих землях, которые не представляют интереса для растениеводства.

Молчать или заявиться

Необходимый уровень защиты угодий и особо ценных сельскохозяйственных земель, в том числе от застройки, требует внесения изменений в Земельный кодекс и Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Что же кардинального надо изменить в этих законодательных актах с точки зрения инициаторов земельной реформы?

Требуется, во-первых, дать новое определение особо ценных земель. Во-вторых, установить единый порядок их описания для всех регионов. В-третьих, подразумевается обязать субъекты Федерации установить границы особо ценных земель. В-четвертых, сведения об этих землях должны включаться, как это сегодня уже происходит с особо охраняемыми территориями, в Единый государственный реестр недвижимости.

Еще одним важным моментом, по мнению экспертов, были предложения по так называемым «земельным паям». Дело в том, что проблема невостребованных долей не решается на протяжении уже четверти века. В России площадь таких земель составляет около семнадцати миллионов гектаров. У них есть титульный владелец, но он за четверть века не распорядился своим паем. В Росреестре таких собственников называют «молчаливыми дольщиками».

Разработчики нововведений в земельное законодательство предлагают вовлекать эти земли в оборот, наделив муниципалитеты правом сдавать их в аренду заинтересованным сельхозтоваропроизводителям. Естественно, что перед этим «молчаливым дольщикам» или их наследникам нужно дать возможность зарегистрировать свои права. К примеру, до 1 января 2025 года. Если они не воспользуются своим правом, можно будет запускать механизм приобретения права муниципальной собственности на такие территории в порядке, установленном для бесхозяйного имущества.

Очевидно, что реализация этих мер позволит достичь быстрых реальных результатов. Но в правительстве понимают и трудности таких предложений. Вовлечение в оборот не используемых сегодня сельскохозяйственных земель потребует развития и поддержки мелиорации земель. Такие работы без поддержки со стороны государства будут непосильны для аграриев. Они должны выполняться на системной, постоянной основе и найти отражение в соответствующей государственной программе.

Президент страны Владимир Путин заявил о безусловной поддержке вышеперечисленных инициатив, связанных с изменениями земельного законодательства. Не откладывая в долгий ящик, он призвал разобраться с землями «молчаливых дольщиков» и довести этот процесс до логического завершения. А также как можно быстрее исполнить его поручение и представить проект государственной программы эффективного вовлечения земель сельскохозяйственного назначения в оборот и развития мелиоративного комплекса России.

Земля – в работе

За последние пять лет площадь неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в Тамбовской области сократилась на сто тысяч гектаров. На сегодняшний день в регионе остается менее одного процента неиспользуемых сельскохозяйственных земель, что составляет около восемнадцати тысяч гектаров от общего их количества. Работа по вовлечению в оборот неиспользуемых и залежных земель в регионе идет непрерывно. Ситуация с неиспользуемыми земельными участками находится на постоянном контроле региональной власти.

В каждом хозяйстве, имеющем залежные земли, разработан план, согласно которому проходит раскорчевка территорий. Ответственные ведомства контролируют эту работу. Специалисты постоянно проводят проверки, направленные на повышение эффективности использования сельскохозяйственных земель по целевому назначению.

По словам экспертов, в случаях выявления нарушений землепользования владелец участка может быть привлечен к административной ответственности. А в случае неиспользования сельхозземель по назначению в течение трех и более лет подряд земельный участок можно принудительно изъять у собственника в судебном порядке. За последние пять лет такой случай был зафиксирован в регионе единожды.

Губернатор Александр Никитин подчеркивает, что в Тамбовской области не должно быть небрежного отношения к плодородной земле.

В Тамбовской области посевные площади в нынешнем году увеличатся на 1,3 тысячи гектаров и превысят 1 миллион 788 тысяч гектаров. Под зерновые и зернобобовые культуры отводится более миллиона гектаров. Больше прошлогоднего планируется посадить картофеля, овощей, посеять льна, сои, подсолнечника, рапса.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер