"Безналом" по нелегалам: в Тамбовской области больше 370 тыс пассажиров оплачивают проезд безналично

28 февраля, 09:57 Юлия Бардакова Прочитали 609 раз
Фото: riavrn.ru
Как и зачем в нашей области внедряли Систему безналичной оплаты проезда, станет ли наличная оплата историей, и исчезнут ли кондукторы из тамбовских автобусов

Об оттягивающей карманы мелочи теперь можно забыть. «Задвоенные» льготные талоны тоже ушли в прошлое. Вслед за Москвой российские регионы внедряют решения по электронной оплате проезда. Но, как утверждают в региональном управлении  автомобильных дорог и транспорта, полностью отказываться от оплаты проезда наличными никто не собирается. Год назад, с 1 марта 2019 года, в Тамбовской области перестали продавать льготные талоны, расплатиться которыми можно было до 1 июня. После часа «Икс» заплатить в общественном транспорте стало возможным не только наличными деньгами, но и социальными транспортными картами, бесконтактными банковскими картами, смартфонами с приложениями Samsung Pay, Apple Pay. Как перевозчики и пассажиры приняли нововведение, «ТК» рассказали в региональном управлении  автомобильных дорог и транспорта.

Работает – не работает

Еще в апреле 2018 года глава администрации области Александр Никитин поставил задачу о запуске безналичной оплаты проезда в пассажирском транспорте. Внедрение этой Системы он обозначил как приоритетный для транспортной отрасли проект. Большинство пассажиров, привыкших платить за многие услуги и покупки безналично, восприняли нововведение с энтузиазмом. Ведь это, как объясняют в управлении автомобильных дорог и транспорта, исключило возможные неудобства, связанные с необходимостью контроля наличных у себя в кошельке для оплаты проезда.

Перевозчики отнеслись к запуску безналичной оплаты проезда настороженно, а некоторые и вовсе с негативом. Чем именно транспортные компании были недовольны, они объяснить не могли. Скорее всего, дело просто в том, что всегда есть те, кто воспринимает любые нововведения с опаской и определенной долей скепсиса.

– Но отдельные предприятия, заинтересованные в повышении прозрачности работы своих сотрудников, собирающих плату за проезд, приветствовали внедрение Системы, – говорит начальник транспортного отдела профильного управления Екатерина Юдина.

Первое время пассажиры буквально заваливали официальный сайт «Пассажирских перевозок» жалобами на неработающие терминалы Системы безналичной оплаты проезда или отказы кондукторов принимать электронную оплату. Бывали случаи, когда валидаторы просто прятали или объявляли неисправными. Сами тамбовчане объясняли ситуацию так: мол, не хотят перевозчики показывать реальное количество пассажиров. Водители и кондукторы в приватных беседах признавались, что иногда «наличка» бывает нужна прямо здесь и сейчас.

– При старте работы Системы могли возникать различные спорные ситуации и вопросы со стороны пассажиров и перевозчиков вследствие отсутствия опыта работы с безналичной системой оплаты проезда, – объясняет Екатерина Юдина. – Например, многих смущало помещение карты в стоп-лист при отсутствии на ней денежных средств. В настоящее время все вопросы начального этапа внедрения Системы отлажены благодаря тесному взаимодействию всех участников перевозочного процесса, оператора Системы и заказчиков перевозок в лице органов власти.  В составе оператора Системы налажена работа Центра обработки обращений, где на все вопросы пассажиров могут ответить специалисты горячей линии оператора по телефону 8-800-301-0-444. На горячую линию в среднем поступает около десяти тысяч звонков в месяц.

Самые популярные вопросы связаны с проверкой баланса транспортных карт, в том числе социальных, выдачей, использованием, пополнением и блокировкой транспортных карт по причине утери. Проверить баланс можно и на официальном сайте Системы в личном кабинете пользователя, и в специальном мобильном приложении, доступном для смартфонов на платформах iOS и Android.

На случай неисправности терминала каждому перевозчику выдано резервное оборудование. При этом в управлении автомобильных дорог и транспорта заверяют, что поломки оборудования крайне редки.

– По каждому из поступающих к нам или к оператору Системы сигналов от пассажиров об отказе принимать безнал проводится служебное разбирательство и устанавливается причина отказа. Надо отметить, что объем таких сигналов на конец прошлого года в сравнении с его началом многократно снизился, – говорит Екатерина Юдина. – Хотелось бы еще обратить внимание на такой факт. Пассажиры, как правило,  относятся не совсем серьезно к необходимости получения чека об оплате поездки. Между тем с точки зрения транспортного законодательства роль билета остается значимой. Это по-прежнему документ, подтверждающий заключение договора перевозки пассажира с конкретным перевозчиком. Нет билета – нет договора. Значит, нет основания для предъявления каких либо претензий к перевозчику. Всем пассажирам, оплачивающим проезд в наличной форме, мы рекомендуем требовать свой билет. Для этого всем перевозчикам выданы специальные служебные транспортные карты для регистрации наличных. Выдача билета, помимо возможности предъявить претензии к перевозчику, означает, что именно ваша поездка учтена в Системе, и государство получит из нее более достоверные и прозрачные характеристики маршрутов. Они будут учитываться в ходе  принимаемых управленческих решений, направленных на защиту и удовлетворение интересов и потребностей пассажиров.

С социальным уклоном

Подрядчиком у тамбовского оператора транспортных систем выступил Национальный цифровой провайдер. С ноября прошлого года «Ростелеком» создал для проекта техническую инфраструктуру, организовал каналы связи до транспортных терминалов, ввел в эксплуатацию центр обработки данных, установил и протестировал необходимое программное обеспечение процессингового центра, наладил информационное взаимодействие между участниками проекта. Проект реализовывался в два этапа. На первом провайдер подключил к единой Системе оплаты проезда областной центр с населением триста тысяч человек и четыреста сорок единиц общественного транспорта, на втором – семьсот двадцать единиц общественного транспорта региона. Кроме того было выпущено более ста сорока тысяч льготных и единых транспортных карт для Тамбовской области.

– Это первый подобный опыт компании в Центральном федеральном округе. Он помог региону оставить в прошлом бумажные льготные билеты. Автоматизированная Система предоставляет достоверные данные по фактическому количеству льготных поездок, тем самым позволяет экономить областной бюджет. Нам удалось доказать прозрачность и безопасность Системы, после чего региональные власти приняли решение ввести дифференцированный тариф, – говорит директор Тамбовского филиала ПАО «Ростелеком» Владимир Кочергин.

Благодаря этому пассажиры могут экономить на проезде. Для тех, кто выбирает электронную оплату, проезд по городским маршрутам с так называемым «регулируемым» тарифом стоит на два рубля меньше, а по «регулируемым» пригородным – на двадцать копеек дешевле с каждого пассажирокилометра. Управляющий Тамбовским отделением ПАО «Сбербанк» Владимир Компаниец говорит, что внедрение автоматизированной Системы учета оплаты проезда в области стало очередным шагом на пути к цифровой трансформации социальной сферы в регионе.

Как рассказали в региональном управлении социальной защиты и семейной политики, в Тамбовской области проживают больше ста девяноста двух тысяч человек, у которых есть право на льготный проезд. На сегодняшний день льготникам уже выдали почти сто тысяч льготных карт.

Для руководства региона важным также было введение инструментов оплаты проезда, защищенных от фальсификации. Теперь социальные транспортные карты «привязаны» к конкретному пассажиру. Такая карта выдается бесплатно во всех филиалах Сбербанка. При оплате ею проезда с нее списывается сумма, равная стоимости половины проезда. В городских маршрутах это десять рублей. Для получения социальной карты необходимо иметь при себе паспорт, СНИЛС и удостоверение, дающее право на льготу.

– Мы, конечно, позаботились и о тех людях, которые проживают в населенных пунктах, где нет отделений Сбербанка. Таких по области три тысячи человек. Они получают свои социальные транспортные карты из рук социальных работников или по почте письмом с уведомлением, – рассказывает начальник управления социальной защиты и семейной политики области Анна Орехова.

Пополнить Социальную транспортную карту можно в любой день месяца любым из нескольких способов - в отделениях Сбербанка, в банкоматах и устройствах самообслуживания Сбербанка, через приложение «Сбербанк-онлайн».

Если областной центр и крупные города региона были готовы к переходу на безналичную оплату, то как прошло нововведение в отдаленных селах? В областном управлении автомобильных дорог и транспорта говорят, что принципиальной разницы для работы терминального оборудования в городе или сельской местности не существует. Льготникам заранее выдали социальные транспортные карты и инструкции по их использованию.

– Благодаря тесной и плодотворной работе всех участников проекта, органов социальной защиты и органов местного самоуправления удалось совершить плавный переход от талонов к безналичной оплате. Одновременно каждый пассажир получил альтернативные возможности оплаты проезда, – рассказывает Екатерина Юдина.

Оплата безналичная – дело личное

Как рассказали в управлении автодорог и транспорта, целей внедрения автоматизированной Системы учета оплаты проезда было несколько. Во-первых, это сбор достоверных данных об объемах перевозок пассажиров, пользующихся правом льготного проезда и своевременный расчет с перевозчиками за оказанные услуги. Последний производится теперь на основе достоверных данных, получаемых из Системы. Немаловажным было и совершенствование учета и способа оплаты проезда.

– Данные из Системы об объемах перевозок, формируемые в виде различных отчетов, позволят в будущем разрабатывать предложения о мерах бюджетной поддержки перевозчиков, обслуживающих маршруты регулярных перевозок, в том числе с низким уровнем рентабельности, – говорит Екатерина Юдина. – Система позволяет также вести электронный учет сведений об объеме работы, фактически выполненной перевозчиками по регулярным маршрутам. Заказчики перевозок, используя сведения из Системы, получают дополнительный инструмент для осуществления функции мониторинга и контроля пассажиропотоков, изучения потребности населения в пассажирских перевозках.

Несмотря на уже доказанную эффективность безналичной оплаты, в управлении автодорог и транспорта уверяют, что отказываться от варианта наличной оплаты проезда полностью в регионе не планируют. По крайне мере в обозримом будущем.

– Мы исходим в первую очередь из того, чтобы Системой было удобно пользоваться людям. Поэтому такое решение может быть принято только при наличии развитой и широкодоступной сети пунктов приобретения и пополнения безналичных инструментов платежа. Мы не должны создавать пассажирам задачу искать возможность купить карту. Поэтому в ближайшее время создавать какие-либо ограничения на оборот наличных через регулирование работы Системы мы не планируем. С другой стороны, решение о форме оплаты проезда всегда остается за пассажиром. Использование ими безналичных расчетов в общественном транспорте, особенно в городах, неуклонно растет. Поэтому не мы не исключаем, что постепенно тех, кто рассчитывается за проезд «наличкой», само собой не останется. И это, на мой взгляд, будет только на пользу, поскольку в данном случае все поездки будут регистрироваться в полном объеме, – считает Екатерина Юдина.

Предъявите билет!

Без кондукторов тамбовские автобусы, по крайней мере, в ближайшем будущем тоже не останутся. Из трехсот единиц техники, ежедневно выходящей на маршруты в областном центре, кондуктора можно заметить, как утверждают в управлении автодорог и транспорта, только в автобусах большого и среднего класса. И то не во всех.

– Это, по нашей оценке, чуть больше половины всего подвижного состава. В автобусах малого класса кондуктора нет уже около пятнадцати лет. Нет его и в отдельных машинах большей вместимости, в основном из-за действующего порядка расчетов при выходе из автобусов и троллейбусов. В автобусах междугородных маршрутов, по которым билеты от начальных пунктов отправления продаются в кассах автовокзалов, кондукторов мы также не увидим. Прием платы за проезд на промежуточных остановках ведет водитель, в том числе применяя транспортный терминал. Кстати, использование термина «валидатор» применительно к Системе Тамбовской области не совсем верно. Исходя из этого, в какой-то степени «валидаторы без кондуктора» в область уже пришли, – говорит Екатерина Юдина.

В Москве, например, кондукторов не было еще с советских времен. В начале 2000-х в московском общественном транспорте установили турникеты перед входом в салон. Но в сентябре 2018 года их стали отменять. Одновременно с отменой турникетов все двери автобусов и троллейбусов ГУП «Мосгортранс» стали оборудовать валидаторами для оплаты проезда. По данным московской мэрии, отмена турникетов позволяет пассажирам сократить время нахождения в пути в среднем от пяти до пятнадцати минут. Ведь турникеты в свое время, с одной стороны, стали эффективным средством борьбы с безбилетным проездом, с другой, существенно снизили скорость движения общественного транспорта и комфорт пассажиров. Изучив в том числе и столичный опыт, в управлении автомобильных дорог и транспорта Тамбовской области решили пример на вооружение не брать:

– Что касается технической возможности введения бескондукторной схемы оплаты проезда в нашей области, то она есть. Более того, одним из технических требований при отборе оператора и предлагаемой им Системы была возможность перехода к бескондукторной схеме работы. Без всяких турникетов, а просто путем размещения нескольких транспортных терминалов в салоне. Например, возле каждой двери или на всех площадках в салоне, чтобы люди не ходили  платить через весь салон. Это тем более неудобно в часы «пик». Нужно думать и том, готовы ли наши пассажиры к оплате проезда без кондуктора.

Екатерина Юдина говорит: нужно, чтобы каждый пассажир подумал  и ответил себе честно, будет ли лично он оплачивать проезд, если кондукторов уберут из общественного транспорта. С момента внедрения Системы управление автомобильных дорог и транспорта анализирует отношение пассажиров к ней. И иногда оно, как признаются в ведомстве, мягко говоря, удивляет:

– Пассажиров, которые добросовестно оплачивают проезд, подавляющее большинство. Эксплуатация Системы позволила оценить долю безбилетников. Например, в Тамбове умышленно под предлогом проблем с терминалом или отрицательного баланса на карте «зайцами» проезжают около пяти процентов пассажиров. Поэтому при введении бескондукторной схемы оплаты проезда необходимо создать и наделить полномочиями институт «контрольно-ревизионной» службы, проверяющей наличие билетов у тех, кто едет в автобусе, и имеющей право составить протокол о привлечении к административной ответственности. Надо продумать и ввести в областное законодательство положения о штрафах за безбилетный проезд в общественном транспорте. Поэтому переход на бескондукторную схему в регионе возможен, но не является приоритетным на ближайшее время.

Для повышения удобства расчетов в автобусах малого класса или других транспортных средствах, уже сейчас работающих без кондуктора, прорабатывается модернизация терминального оборудования Системы. За счет этого в салонах автобусов станет возможно использовать стационарные считыватели. Их эксплуатация, при условии удачного тестирования, избавит от возможных неудобств пассажиров, тянущихся к переносному терминалу, который, как правило, расположен в маршрутке на панели около водителя. Тому, в свою очередь, не нужно будет отвлекаться от управления автобусом, поворачиваясь с терминалом к пассажирам.

Первые итоги

– За период работы автоматизированной Системы учета оплаты проезда заключены договоры со ста тридцатью шестью действующими перевозчиками области. Выдано 1160 транспортных терминалов с учетом резерва, – рассказывают в управлении автомобильных дорог и транспорта. – Всего за период работы в Системе зарегистрировано более двадцати двух с половиной миллионов поездок, из них по социальной транспортной карте – почти десять миллионов. Из выданных девяноста тысяч социальных транспортных карт восемьдесят две тысячи уже хотя бы один раз были использованы при оплате проезда. С начала распространения транспортных карт их продано более тридцати семи тысяч. По ним совершено более трех миллионов поездок. Почти семьдесят процентов поездок приходится на областной центр. При этом количество так называемых уникальных пользователей, оплачивающих проезд безналично, превысило триста семьдесят тысяч. Это при том, что на стадии запуска Системы прогнозировалось не менее ста тысяч уникальных пользователей на конец 2019 года. Приведенные выше цифры показывают более высокий спрос на услуги Системы, чем ожидалось. Рост объема безналичных расчетов за транспортные услуги наблюдается со второй половины прошлого года, когда был внедрен дифференцированный тариф на оплату «безналом». Больше восьмидесяти процентов, или около двадцати миллионов, поездок совершены с оплатой в безналичном виде. Кроме этого, с учетом поступающих от людей просьб о возможности проверки баланса транспортной карты без посещения отделений банка проведена модернизация программного обеспечения Системы. С октября прошлого года проверить баланс любой транспортной карты можно непосредственно в салоне автобуса, приложив ее к транспортному терминалу, на котором отобразится ее актуальный баланс.

В течение прошлого года за счет ввода новых инструментов платежа расширен перечень пользователей Системы. С прошлого сентября дети из многодетных семей получили возможность оплачивать проезд специальными социальными транспортными картами. Оператором Системы совместно с инвесторами проекта выпущены десять тысяч транспортных карт школьника. Их стоимость снижена с обычных ста рублей до пятидесяти. Ведутся переговоры о внедрении роуминга транспортных карт, чтобы «тамбовской» картой можно было расплатиться в аналогичных Системах других регионов.

– За счет внедрения Системы сектор пассажирских перевозок области в прошлом году  сделал уверенный шаг навстречу цифровизации и сбору достоверных данных о параметрах работы транспортной отрасли. Проект «Внедрение автоматизированной Системы учета и оплаты проезда на пассажирском транспорте Тамбовской области» признан лауреатом Всероссийского конкурса проектов региональной и муниципальной информатизации в номинации «Управление транспортом и дорожным хозяйством», – рассказывает Екатерин Юдина. – Повышение качества работы общественного транспорта и удобства пассажиров – первостепенная цель перехода автотранспортной отрасли на работу по Системе, выполненного в прошлом году. По нашей оценке,  он прошел достаточно успешно.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер
Популярное