Безналичная оплата выводит пассажирский транспорт из тени

9 октября, 13:09 Арина Орлова Прочитали 1 413 раз
Фото: www.vestitambov
Не так давно мы писали о внедрении безналичной оплаты проезда на территории Тамбовской области. Сегодня мы возвращаемся к этой теме, знакомя читателей с несколько иным взглядом на введенное новшество

В начале года в Тамбовской области начали внедрять систему безналичной оплаты проезда в общественном транспорте. Ждали этого тамбовчане уже давно, ведь гораздо удобнее самому выбирать способ оплаты, чем неизбежно таскать с собой оттягивающую карман и вечно звенящую мелочь. Кроме удобства пассажиров, система сулила прозрачность расчетов, выход бизнеса из тени, уход от мошеннических схем с льготными талонами и много чего ещё.

Стартовали без особых проблем                                                                                                        

Спустя полгода можно подвести некоторые итоги внедрения системы. Конечно, нельзя говорить о том, что все проходило гладко. К слову, некоторые перевозчики до сих пор сопротивляются новшеству и к системе не подключаются. Например, терминалы безналичной оплаты отсутствуют во многих пригородных маршрутках, в частности №112 «Тамбов - Новая Ляда». Часто оказывается, что водители их просто прячут или говорят, что техника вышла из строя, хотя абсолютно у всех перевозчиков есть терминалы на замену. Делается это для того, чтобы собрать с пассажиров больше налички. Впрочем, таких «хитрецов» остается все меньше.

На сегодняшний день в Тамбовской области выдано более восьмидесяти пяти тысяч социальных транспортных карт всех категорий, в обращении находится тридцать три тысячи единых транспортных карт. Существует четыре типа социальных транспортных карт - социальная транспортная карта со скидкой пятьдесят процентов, карта для граждан льготных категорий, которым положен сопровождающий, тоже со скидкой пятьдесят процентов, два вида карт со стопроцентной льготой. Такие карты можно получить в органах соцзащиты. Обычные ЕТК может приобрести любой желающий, продаются они в офисах Сбербанка.

Изучение опыта других регионов позволило системе стартовать в Тамбове без существенных проблем, и несколько сбоев на этапе внедрения - это скорее «человеческий фактор».

- Мы регулярно проводим инструктажи с кондукторами, потому что человеческий фактор влияет на процесс пользования картами, и не всегда пассажир или кондуктор понимает, что надо делать. Также еженедельно раздаются инструкции о культуре и технологии обслуживания, - поясняет председатель комитета городского хозяйства администрации Тамбова Михаил Михалев.

Но главное, с чем столкнулась система, - нежелание перевозчиков ее внедрять. Многие из них просто не захотели показывать свои реальные доходы, ведь помимо безналичных потоков в систему необходимо вносить и наличную оплату. А если каждая поездка будет учтена, то и налогов придется заплатить больше, и зарплату сотрудникам поднять. И объяснить, почему подвижной состав не обновляется годами, будет сложнее.

- Наибольшую заработную плату официально показало МУП «Тамбовгортранс» - 14 992 рубля 40 копеек. При этом практически все остальные перевозчики показали официальную заработную плату восемь тысяч рублей. Есть основания полагать, что рядом коммерческих перевозчиков предоставляются затраты ниже, чем они есть на самом деле. Как говорил один из общественников, который тоже занимался перевозками, водитель получает заработную плату не восемь тысяч, а под пятьдесят тысяч в месяц. Такое заявление дает основания полагать, что часть выручки проходит неучтенной, из которой потом оплачивают «серую» заработную плату, минуя налоги. Поэтому, на мой взгляд, введение валидаторов, во-первых, позволит определить экономически обоснованный тариф, во-вторых, посчитать реальную выручку. И если перевозчики будут продолжать настаивать, что у них официальная заработная плата составляет восемь-одиннадцать тысяч рублей, то оставшаяся часть доходов будет инвестиционной составляющей на приобретение новых автобусов, - высказывался ранее по этому поводу председатель комитета по городскому хозяйству Тамбовской городской Думы Алексей Власкин.

Обоснованный учет

Но главное, что позволит сделать система, - это установить экономически обоснованный тариф. А для этого необходимо определить реальный пассажиропоток и затраты перевозчиков. Без внедрения системы сделать это невозможно.

 - Есть такое понятие - «человеческий фактор». Мы не можем на сто процентов отследить ход наличных денег. Мы как-то проводили совещание, где были «Пассажирские перевозки» и «Тамбовгортранс», там прозвучала цифра, что неучтенных денег - от двадцати пяти до тридцати процентов, - говорил еще в начале года депутат областной Думы Константин Черкасов.

Сейчас доля безналичных платежей составляет 89 процентов от зарегистрированного в системе количества поездок. Но и эта цифра не в полной мере отражает реальность, так как доля зарегистрированных в системе транзакций от общего объема пассажирских перевозок составляет около семидесяти процентов. То есть перевозчики почти не вносят в систему данные об оплате наличными.

При этом стоит отметить, что безналичная оплата по социальным картам крайне выгодна перевозчикам, так как полностью исключает использование фальшивых льготных талонов. Раньше предприниматели теряли на этом миллионы рублей, ведь бумажные талоны можно распечатать на любом принтере, а проверить их подлинность при оплате проезда было невозможно. В одном только МУП «Тамбовгортранс» прямые убытки за счет «задвоенных» талонов составляли 13,5 миллиона рублей. Сейчас эта проблема ушла в прошлое.

 - С помощью системы растет прозрачность не только в муниципальном транспорте, но и коммерческих перевозок. По итогам года мы будем видеть реальную работу экономики нашего пассажирского транспорта, - сказал на прошедшем недавно совещании председатель комитета городского хозяйства администрации областного центра Михаил Михалев.

Кроме того, исключается и возможность «не донести в кассу». Не секрет, что многие кондукторы забирали часть выручки себе, просто не выдавая билетов пассажирам. При нынешней системе такие схемы перестают работать, и выгода перевозчиков тут тоже очевидна.

Что касается комиссии с каждой поездки, на которую изначально жаловались перевозчики (7 процентов - с каждое поездки по безналичной оплате, 2 процента - с каждого наличного платежа), то надо понимать, что в работе системы задействованы несколько участников, а вовсе не один оператор. В эту комиссию входит и стоимость оборудования, и разработка программного обеспечения, а также его поддержка, все расчеты и операции, а также эквайринг - плата банку за проведение операций. Почему-то принято думать, что перевозчики оплачивают эквайринг сверх комиссии, но это не так. Кстати, комиссия с каждого билета, проданного на автовокзалах, для перевозчика составляет двадцать процентов. И это не оплата системы (там она не действует), услуг банка или чего-то еще. Это просто комиссия, которую берет автовокзал за то, что продает билеты на автобусы в своем здании. Очевидно, что перевозчику будет выгоднее, если пассажир просто зайдет в его автобус и заплатит за проезд картой.

Если говорить о самих пассажирах, то платить по безналу для них не только удобно, но и выгодно. Стоимость проезда при безналичной оплате обходится на два рубля дешевле. Пользоваться можно не только транспортными картами, но и обычной банковской. Однако нужно внимательно следить за балансом карты. Если средств на ней для оплаты проезда окажется недостаточно, то она автоматически попадает в стоп-лист.

 - Внесение банковских карт в стоп-лист по оплате проезда происходит на стороне банковской организации, так как указанный инструмент платежа является сторонним для автоматизированной системы учета и оплаты проезда. Оператор системы не имеет возможности вывести банковскую карту из блокировки самостоятельно без участия держателя карты, по тем же причинам в системе отсутствуют данные о балансе банковских карт. В целях исключения подобных ситуаций в будущем рекомендуем не допускать снижения остатка по карте ниже стоимости проезда, - предупреждают представители ООО «Оператор транспортных систем».

Больной для многих вопрос - рост тарифа на перевозки. В Тамбове этим летом проезд подорожал на пять рублей, что вызвало всеобщее возмущение. При этом рост тарифа в меньшей степени связан с введением системы безналичной оплаты. Тут важную роль сыграли постоянно растущие цены на запчасти и топливо. К слову, стоимость проезда в общественном транспорте Тамбова не повышалась уже много лет, хотя перевозчики этого постоянно требовали, но получали отказ в том числе из-за того, что их реальные затраты невозможно было увидеть - серые схемы учета выручки не позволяли этого сделать. Теперь им всем приходится выйти из тени.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер