Журналистам Черноземья показали «Умный город» на примере Воронежа

4 июля, 15:59 Юлия Бардакова Прочитали 284 раза
Фото: Юлия Бардакова
В концепцию включены проект городского видеонаблюдения и три пункта весогабаритного контроля.

Города «умнеют»

Любимый всеми кот Матроскин говорил: «Средства у нас есть, у нас ума не хватает». Журналистов Центрального федерального округа пригласили в Воронеж, чтобы на деле показать, что в столице Черноземья есть и то, и другое. Именно здесь с успехом внедрили то, что еще недавно казалось несбыточным цифровым будущим, – концепцию «Умный город». При поддержке ПАО «Ростелеком» в Воронеже реализован проект городского видеонаблюдения, а на дорогах области появились три пункта весогабаритного контроля.

Сегмент видеонаблюдения аппаратно-программного комплекса  «Безопасный город» называют лишь одним из кирпичиков в рамках реализации концепции «Умный город», который начали реализовывать в Воронеже пять лет назад. Появились даже отдельное муниципальное учреждение и центр видеомониторинга.

– Мы создавались с целью профилактики правонарушений и терроризма и для предупреждения чрезвычайных ситуаций, – говорит заместитель директора по техническим вопросам МКУ «Безопасный город» Роман Образцов. – На данный момент к нам поступает информация с 3331 камеры видеонаблюдения. Из них 2940  – интегрированные камеры, которые принадлежат различным учреждениям или относятся к собственности многоквартирных домов. Когда такие аппараты устанавливают, собственник пользуется техническими рекомендациями, утвержденными постановлением администрации города.

Почти триста камер – цифровое решение «Видеонаблюдение» от «Ростелекома». На 147 камерах можно по желанию задавать соответствующие параметры - лица, номера автомобилей. Работу системы городского видеонаблюдение в центре мониторинга «Безопасного города» обеспечивают пятнадцать серверов, блоки бесперебойного питания и жесткие диски объемом один петабайт - больше, чем миллион гигабайт. Для сравнения: используемые нами usb-флешки обычно бывают объемом памяти 32-64 гигабайта. Передача данных с камер видеонаблюдения идет по «оптике».  На случай отключения электроэнергии есть огромный дизельный генератор. В смену за мониторами, куда выводится изображение камер, неусыпно следят три оператора. Всего в штате «Безопасного города» 28 человек.

Информация с «ростелекомовских» камер пишется в облачное хранилище, срок хранения информации - тридцать суток. Этого обычно хватает для возбуждения дела об административном правонарушении.

Программное обеспечение разработано в России, а оборудование импортное. Сотрудники «Ростелекома» уверяют, что утечка информации и ее незаконное использование третьими лицами исключены. Записи выдаются МКУ «Безопасный город» только по запросам правоохранительных органов.

Концепция в цифрах

– Конечно, это дорогое удовольствие, – говорят в «Ростелекоме». – Причем нужно еще постоянно вкладываться в обслуживание. Но оно того стоит.

В течение прошлого года камеры следили за 485 массовыми мероприятиями, выявлено 2107 дорожно-транспортных происшествий и 36 пожаров, зафиксировано 1375 административных правонарушений. Помогли камеры и в раскрытии ряда уголовных преступлений.

У проекта было несколько этапов реализации. В прошлом году был заключен госконтракт на 9,5 миллионов рублей на установку камер вдоль маршрута следования автобусов, перевозящих сборную Марокко во время Чемпионата мира.

– Последние несколько лет проект развивается за счет регионального бюджета, – говорит руководитель направления группы прикладных проекта «Ростелекома» Юрий Лобода. – В этом году в бюджете запланировано больше двадцати миллионов рублей.

Совместно с правоохранительными органами и администрацией региона и областного центра создана рабочая группа. Управление МВД предоставило список мест, которые были в приоритете для установки камер. Согласно этому списку выбирали места и ракурсы. Преимущественно в поле зрения камер попали особо криминогенные территории и перекрестки с наибольшим числом ДТП, парки и скверы.

Сейчас идет работа по созданию информационного портала, где будут указаны все камеры - цифровое решение «Ростелекома» «Видеонаблюдение» и  интегрированные. Портал призван помочь людям. Произошло, например, ДТП или похитили сумку - любой человек может зайти на сайт и узнать, ведется ли там видеонаблюдение.

В системе видеонаблюдения есть понятие онлайн-аналитики (просмотр в режиме реального времени) и оффлайн-аналитики (просмотр записи). Онлайн-аналитика, бесспорно, - более ресурсоемкая в плане потребляемых мощностей. Соответственно чем больший функционал хотят внедрить, тем больше нужно потратить. Если сравнивать ситуацию 2014 года и сегодняшнюю, то это,  безусловно, качественный шаг вперед.

Зри в монитор

Сотрудники «Безопасного города» показывают журналистам возможности техники:

– Это купольная поворотная камера, – оператор указывает на большой настенный монитор. – Она двухмегапиксельная и скорее выполняет обзорную функцию. У камеры двадцатикратное зуммирование. «Берет» объект на расстоянии примерно двухсот метров так, что можно рассмотреть, например, номера машин. Качество зависит и от скорости потока тех же автомобилей.

Специально для журналистов специалисты «Безопасного города» сделали нарезку самых показательных и интересных видео. Вот на мониторе неуправляемая баржа, плывущая по водохранилищу. Оператор замечает, что плавсредство движется по направлению опоры линии электропередач. Реакция была незамедлительной: благодаря сообщению в МЧС оперативно нашли собственника. Оказалось, что управляющий судном человек находится там и просто уснул.

Еще одно видео - из-под асфальта на перекрестке вырывается фонтан. Вода угрожает размыть проезжую часть, а машины рискуют провалиться в образовавшуюся яму. Благодаря онлайн-наблюдению аварийную ситуацию вовремя заметили и устранили.

Контрольное взвешивание

В России существует множество факторов, которые разрушают дорожное покрытие. Это и «неправильная» резина на автомобилях, и природные условия, и плотность движения, и многое другое. Одним из главных «разрушителей» является большегрузный автомобиль. Не секрет, что многие фуры ездят с большим перегрузом. Перевозчики, умышленно идя на перегруз, ссылаются на высокую конкуренцию и опасность потерять выручку.

На помощь многострадальным российским дорогам приходит еще один пункт «Умного города» – системы весогабаритного контроля. Пока в Воронежской области организованы три таких системы, которые реализовал Департамент транспорта и автомобильных дорог с помощью «Ростелекома». Оборудование – чешское. Система - модульная. Три вида датчиков заложены в асфальтовое покрытие- пьезоэлектрические датчики скатности, датчики веса и индукционные петли. На индукционной петле детектируется транспортное средство. Мгновенно происходит взвод триггера на готовность системы взвешивать и определять габаритные параметры, государственные регистрационный номер и делать обзорное фото. После того, как грузовик проехал через все датчики, в течение пяти секунд формируется полный перечень информации, которая выводится на веб-интрефейс системы. Проще говоря, когда проезжает фура, сразу отображается информация, едет ли она с перевесом, имеется ли на него разрешение. В перспективе компьютер, куда будет в режиме реального времени стекаться информация о весогабаритном контроле транспорта, установят в управлении ГИБДД.

Эти умные датчики можно монтировать только в идеальную дорогу. Представители «Ростелекома» едва ли не лазерной указкой мерили толщину и уровень покрытия.

– Полотно такого качества в Воронежской области есть только в трех местах, где установлены наши решения - посты весогабаритного контроля, – с гордостью говорит руководитель управления по взаимодействию с органами государственной власти ПАО «Ростелеком» Павел Подорожко. – Это эталонный вариант дорожного покрытия.

Оснащение трех пунктов весогабаритного контроля обошлось примерно в 120 миллионов рублей. Даже с учетом того, что километр дороги стоит, грубо говоря, три миллиона, разработчики проекта говорят, что окупятся эти затраты быстро. В зависимости от величины, превышающей массы или габаритов, варьируется и размер штрафов.

Согласно Кодексу об административных правонарушениях, при величине перегруза от двадцати до пятидесяти процентов штраф для водителя составляет от семи до десяти тысяч рублей, для должностного лица, которое отвечает за перевозку, – от 45 до 50 тысяч. Для юридического лица штрафы возрастают в разы - от 400 тысяч рублей до полумиллиона. При выявлении правонарушения на основании данных автоматических техсредств размер штрафа фиксированный – пятьсот тысяч рублей.

Одна из продемонстрированных журналистам систем установлена на трассе регионального значения. Воронежцы говорят, что по ней большегрузы часто объезжали пункты весогабаритного контроля, установленные на трассе М4 «Дон».

В любом случае интегратор проекта уверен, что реализация концепции «Умный город» в итоге не только обеспечит безопасность людей, но и сэкономит бюджетные деньги.

***

Первая в мире система видеонаблюдения была создана в Германии компанией Siemens в 1942 году для наблюдения за испытаниями ракет «Фау-2» на полигоне Пенемюнде. Первой коммерческой системой видеонаблюдения считается Vericon, выпущенная в США в 1949 году. В том же году был опубликован фантастический роман Джорджа Оруэлла «1984», в котором автор описывал массовое использование видеонаблюдения задолго до его распространения

***

Нагрузка на ось (осевая нагрузка) – это нагрузка от массы автомобиля, передаваемая на дорожную поверхность колесами одной оси. Масса автомобиля (снаряженная или полная) и нагрузки на его оси связаны простым соотношением: масса автомобиля = нагрузка на переднюю ось + нагрузка на заднюю ось.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер
Популярное