Экспорт зерна Тамбовской области должен будет расти каждый год

13 марта, 08:57 Арина Орлова Прочитали 651 раз
В этом году в регионе ожидают объем урожая почти в 4 миллиона тонн зерна, более 1 миллиона тонн рассчитывают направить на экспорт

Около половины экспорта продукции Тамбовской области составляет экспорт зерна. Ежегодно его урожайность растет, а значит, должен расти экспорт. Перед Тамбовщиной стоит такая задача как минимум до 2024 года.

По производству зерна в 2018 году наш регион занимает четвертое место в ЦФО и десятое место в России. «Тамбовский хлеб» отправляется в Саудовскую Аравию, Египет, Израиль, Турцию, Иран, Германию, Нигерию. Мясо - в Казахстан, Кыргызстан, Армению, Гонконг, на Украину (ДНР, ЛНР), в Нигерию, Тайвань, Либерию, Вьетнам, Конго. Странами-импортерами масложировой продукции являются Беларусь, Узбекистан, Кыргызстан, Азербайджан, Армения, Монголия, Грузия, Сербия.

По словам начальника управления сельского хозяйства администрации области Александра Аксенова, в этом году объем урожая составит около 4 миллионов тонн зерна, из них около 1,2 миллиона тонн может быть направлено на экспорт. Чтобы аграрии точно справились с этой задачей, в регионе готовы всесторонне помогать.

Региональные власти ориентируют тамбовских производителей на выращивание зерна 3 класса, которое особенно ценится на внешнем рынке, но пока в регионе составляет 12-15 процентов.

«Минсельхоз будет принимать меры по увеличению господдержки для увеличения доли производства зерна 3 класса. В 2017-2018 годы он уделял много внимания этой теме. И в целом по стране, и в Тамбовской области объем экспорта был увеличен», ‑ говорит Александр Аксенов.

Много вопросов у производителей сельхозпродукции к доставке зерна в порты, к ее проверке, к качеству вагонов, которые арендуются у частников.

Самым крупным перевозчиком является АО «РЖД». По словам замначальника Мичуринского агентства фирменного транспортного обслуживания ЮВТЦФТО АО «РЖД» Татьяны Сергеевой, в 2018 году объем перевезенного зерна на экспорт составил 732,3 тысяч тонн, в то время как в 2017 году – почти в два раза меньше. Рост экспорта связан с субсидированием таких перевозок.

«Несмотря на положительную динамику, нужно признать, что в некоторых пропускных способностях в перевозке грузов есть «узкие места». Это порты Азово‑Черноморского бассейна. В результате срок доставки груза увеличивается, увеличивается оборот вагонов. Для снижения грузонапряженности в этом направлении правлением РЖД принято решение об установлении коэффициента 0,5 к действующим тарифам на перевозку через погранично-передаточную станцию Самур Северо-Кавказской железной дороги до 31 декабря 2020 года. Это позволит сформировать конкурентные условия по альтернативным вариантам доставки груза», - рассказала Татьяна Сергеева.  

Она также рассказала об услуге «грузовой экспресс», которая позволяет объединить погруженные вагоны с различных станций в одну группу, которые будут доставлены на станцию назначения без переработки в пути следования. Это позволяет снизить сроки доставки грузов, время использования подвижного состава. Несколько тамбовских производителей пользуются этой услугой, в прошлом году они отправили свое зерно в 39 «грузовых экспрессах».

Среди главных проблем в перевозке грузов – нехватка маневровых паровозов на железнодорожных станциях, на которых формируются составы на экспорт. Станций в регионе 18, а паровозов – 13. В сезон есть большая потребность в увеличении числа маневровых паровозов. Аналогичная проблема существует с приемкой зерна специалистами Россельхознадзора – их всего шесть на всю область. При этом они должны проверять буквально каждый вагон.

Еще одна проблема – качество вагонов, которые частные организации сдают для перевозки зерна. Грузоотправители говорят, что из 40 арендованых вагонов к ним могут поступить до 9 бракованных. На ремонт уходит время и деньги.

Вице-губернатор Сергей Иванов подчеркнул, что в первую очередь средства федерального бюджета будут направляться в такие «узкие места», но важно говорить о них. Он поручил подготовить письмо в Россельхознадзор о решении проблемы нехватки специалистов приемы-сдачи зерна, а также проанализировать ситуацию с бракованными вагонами, собрать информацию о нарушениях сроков проверки зерна в вагонах (льготный срок по закону 3 дня, по факту проверки идут минимум неделю, говорят производители). Также Сергей Иванов дал ряд других поручений. Он подчеркнул, что задача по увеличению экспорта должна выполняться совместными усилиями, как и оперативное решение проблем отрасли. 

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер