Казнить нельзя помиловать

28 августа, 15:16 Юлия Бардакова Прочитали 403 раза
Директор Тамбовского драмтеатра: о знаках препинания, людях без кожи, древних греках, дураках и пошлости.

Три копейки

Театрал из меня, мягко говоря, не очень. А если быть до конца откровенной, то последний раз я была в театре на некой авторской постановке «Мастера и Маргариты». Поэтому, готовясь к интервью с директором Тамбовского академического Ордена «Знака почета» драматического театра Петром Куликовым, искренне боялась ударить в грязь лицом. Надеялась «выехать» на своих литературных знаниях.

К чему эта встреча? Дело в том, что скоро – новый театральный сезон. Тамбовский драмтеатр начинает его, 232-й для себя по счету, с «Трех сестер» Чехова в постановке Аркадия Каца. Открывается он 22-23 сентября. «Трех сестер» на Тамбовкой сцене не ставили очень давно. Наверное, с сороковых годов теперь уже прошлого века». Тогда в спектакле играли легендарная Мария Коварская, Мария Корнилова, Татьяна Тагац.

– Мы делаем классическую постановку: классические костюмы, классические отношения, – Петр Куликов убежден, что главное направление развития Тамбовского драмтеатра – сохранение традиций. – Конечно, мы не избегаем новшеств. В нашем репертуаре периодически появляются спектакли с современной режиссурой, которая пытается зрителя чем-то удивить, ошарашить, спровоцировать. Но подавляющая часть спектаклей склоняется к традиционной русской школе психологического реализма.

В Тамбовском драматическом театре уже начата работа над следующим в сезоне спектаклем – «Трамвай «Желание». Это одна из самых известных пьес Теннесси Уильямса. Место действия – убогая окраина Нового Орлеана. Сюда трамвай с символическим названием «Желание» привозит Бланш Дюбуа, которая после длительной цепи неудач надеется обрести покой или получить хотя бы временное убежище в доме сестры Стеллы и ее мужа Стэнли Ковальского. Супруги – полная противоположность друг другу. Стелла утонченная, возвышенная. Муж «ест как животное, ходит как животное, изъясняется как животное». Бланш в ужасе от убогих условий, в которых живет сестра. После очередного конфликта главная героиня оказывается в лечебнице.

– Этот спектакль мы делаем с Владиславом Константиновым, – рассказывает директор драмтеатра. – Его спектакль «Аферисты» по пьесе А.Н.Островского «Свои люди – сочтемся» с большим успехом идет на нашей сцене.

Я не удержалась и спросила Петра Ивановича о его отношении к «авторским прочтениям» классики в театре. По словам директора драмтеатра, подобные постановки условно можно разделить на две категории. Первая – когда сюжет, время и место действия сохраняются согласно первоисточнику. Второй вариант – перенесение действий, например, в сегодняшние дни, и, соответственно, «осовременивание» ситуаций и героев.

Взять, к примеру, все ту же булгаковскую историю Мастера. Роман настолько богат и персонажами, и темами, что любая его инсценировка в любом случае является авторской. Даже перечитывая «Мастера и Маргариту», каждый раз открываешь для себя новые его грани, новые темы.

– Если произведение драматическое, то за его границы выйти практически нереально, – говорит Петр Куликов. – Новизну многих спектаклей понимают ошибочно. Переодеть в другие костюмы, сместить время – еще не новизна.

Тот же Островский: и сегодня актуальны темы разгульного капитализма, подстав, взяточничества. Но Петр Куликов убежден в том, что эти приемы «осовременования» стоят копейки. Они только вводят зрителя в заблуждение:

– Во всех этих режиссерских новшествах мне видится только одна фраза: «Зритель – дурак. Надо его развлекать, упрощать ситуацию, делать сюжет более простым». Для нас зритель – всегда умница. Мы считаем зрителя не обычным потребителем, а человеком размышляющим, стремящимся к открытиям и познаниям. Люди приходят в театр не за тем же, зачем в концертный зал или кино. Это совеем иное искусство, когда та или иная история разворачивается у тебя на глазах, вживую, и зритель получает вовсе другие впечатления от сиюминутности происходящего.

Петр Куликов с гордостью говорит о том, что за последние шесть лет на сцене театра не было ни одного пошлого спектакля. Хоть на пошлости, как утверждает директор, можно неплохо «подняться» в финансовом плане:

– Оголиться, пошутить ниже пояса –проще простого. Каждый день мне на электронную почту присылают такие пьесы. Драматурги, наверное, думают, что если сказать матом, сыграть на теме однополой любви, то все театры схватятся за этот репертуар и кинутся веселить и развлекать зрителя.

Тамбовский драматический театр на то и академический, чтобы очень ответственно относиться к выбору репертуара. У тамбовского зрителя уже сложился хороший вкус. Немалую роль в этом играет Рыбаковский фестиваль. Удивить тамбовскую публику можно только качеством постановок, но никак не «обнаженкой». Недаром среди профессионалов бытует мнение, что Тамбов – город высокой театральной  культуры.

Актеры без кожи

– Для нас важнее всего искусство актера, которое я считаю очень сложным. Актер это – музыкальный инструмент, – считает Петр Куликов. – Он извлекает музыку из себя. Причем, не только в плане голоса. Это особая музыка эмоций, переживаний и действий.

Директор театра не любит расхожее слово «перевоплощение». На самом деле актерское искусство –очень сложный психофизический процесс. Актер должен точно знать, из какой материи и какими нитками сшит его персонаж, войти в его историю, думать и поступать, как он. Для этого нужно за дверями театра оставить домашние заботы.

Семейная тема несколько лет не сходит с тамбовской сцены. В прошлом сезоне с большим успехом прошла премьера спектакля по произведению Людмилы Улицкой «Мой внук Вениамин». Главная героиня Эсфирь живет воспоминаниями о прошлом, в ее памяти живы традиции и порядки из детства. Властная и привыкшая все решать за других, она безуспешно подыскивает своему сыну правильную невесту. Сын противится навязанному матерью браку, а привезенная невеста оказывается не совсем той, кем казалась. В пьесе вечная проблема поколений, вечное столкновение больших надежд и суровой реальности.

– Когда мы выбираем материал для постановки, всегда смотрим, кому эти роли играть, – рассказывает собеседник «ТК». – Это давнишняя традиция Тамбовского театра. Мы не просто хватаемся за название. Материал берется только тогда, когда есть понимание, что для постановки есть актерский состав.

По мнению Петра Куликова, у актеров должен быть не только профессиональный, но и жизненный опыт. У каждого актера, как у музыкального инструмента, свой диапазон ролей.

– Вообще актер – это человек без кожи, –  утверждает директор театра. – Он должен быть чрезвычайно восприимчив ко всему. Настоящий Гамлет не пройдет по улице мимо бездомного котенка, а прижмет его и принесет домой. Вот нам какой Гамлет нужен! Он не должен быть доволен собой. А для другой роли нужен, например, абсолютно циничный человек.

Камерная сцена

Директор драматического театра раскрыл «Тамбовскому курьеру» секрет: к новому сезону готовится открытие еще одной сцены – камерной. Она рассчитана на пятьдесят-шестьдесят зрителей. Там будут ставить спектакли, которые в первую очередь отвечают актерским желаниям. Ведь каждый актер мечтает сыграть какие-то роли. А на главной сцене не всегда есть такая возможность. Порой такие спектакли могут быть просто невостребованными широким зрителем. Например, таким спектаклем «на любителя» станет горьковская «Васса Железнова» в режиссуре Евгения Кочеткова из Москвы. Петр Куликов считает, что пьесы Горького, величайшего драматурга и прозаика, незаслуженно не пользуются большим интересом у зрителей. А в ноябре на открытии камерной сцены у тамбовских театралов будет такая возможность.

– Причем, мы берем первый вариант – менее политизированный и более социальный, – уточняет директор театра. – Я думаю, что спектакль получится интересным. Горький вообще не может быть не интересен. Он так завязывает сюжет и конфликт, что отвлечься просто невозможно.

Благодаря открытию новой сцены сразу три спектакля на любой вкус могут идти в Тамбовском театре параллельно:

– Я всегда говорю, что провинциальный театр, в хорошем смысле этого слова, никогда нельзя сравнивать со столичным, – уверен Петр Куликов. – В больших городах много театров, и каждый зритель может легко найти спектакль «под себя». У нас в Тамбове их всего два. Поэтому избрать какое-то одно направление невозможно. Каждый театр должен охватить широчайший диапазон вкусов.

Трудно быть богом

При выборе репертуара Тамбовский драматический учитывает не только актерские амплуа. Спектакль должен быть интересен широкому зрителю.

– Зритель должен проявлять весь спектр чувств к героям, оценивать их, примерять ситуацию на себя, рассуждать, как он сам поступил бы в том или ином случае, – уверен Петр Куликов.

Искусство театра, по словам собеседника «ТК», основано на одной очень древней архитипичной потребности человека, в которой мы сами не отдаем себе отчет. Зрительный зал дает человеку возможность оказаться не просто ближе к Богу, но и отчасти на Его месте. Это возможность судит других. В данном случае героев, которых играют актеры:

– Мы становимся ближе к Богу, потому что только Ему дано право оценивать: нравится, не нравится, хорошо это или плохо. В театре мы получаем право реализовать эту порой неосознанную потребность.

Все это придумали еще древние греки, расположив зрительные места амфитеатром. А там, внизу, на сцене, и разворачивалось представление, давая возможность простым людям с высоты судить других: отторгать, симпатизировать, сопереживать.

– С одной стороны, театр – это искусство, – говорит Петр Куликов. – А с другой – серьезная наука. Потому что практически все здесь основано на психологии и философии, законах восприятия.

Классический простой пример с «лево-право». Когда два действующих лица находятся в диалоге, то зритель интуитивно будет на стороне человека, который находится от него слева. Благодаря этому закону восприятия режиссеры и манипулируют зрительскими симпатиями. Задача театра – не просто рассказать историю про попа, у которого была любимая собака, а он убил ее за кусок мяса. Важно заставить зрителя размышлять, настоящей ли была любовь к животному, разобраться, почему поп его не кормил, и что заставило собаку украсть мясо у любящего хозяина. Вот такой он, Господин Театр

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер
Популярное