Какой была похоронно-поминальная обрядность на территории Тамбовской губернии

17 августа, 16:34 София Сиротенко Прочитали 1 548 раз
Фото: Василий Перов «Проводы покойника», 1865. Государственная Третьяковская галерея
В последний путь

К концу девятнадцатого столетия в основе похоронного ритуала присутствовали дохристианские составляющие и народные поверья. В последние десятилетия века в связи с распространением материалистического мировоззрения похоронный ритуал подвергся значительным изменениям, утрачивая многие элементы. Между тем на территории Тамбовской губернии были свои особые традиции, связанные с проводами человека в последний путь. Зачем кидали деньги в могильную яму, почему не все выливали воду, которой омывали покойника, и какие блюда были обязательными на поминальном столе – в продолжении мини-цикла «Обычаи Тамбовской губернии».

ДУРНАЯ ПРИМЕТА

Приметы, связанные со скорой смертью, обычно видятся в чем-то таинственном. Как самый яркий пример – предупреждение о смерти через сон. В разных населенных пунктах Тамбовской губернии были свои убеждения на этот счет. Где-то говорили, что к смерти видеть покойника во сне, по другим объяснениям – не всякого, а только мать или отца, или если приснившийся покойник «позовет к себе». Плохой приметой также считалось видеть во сне белого коня или лодку без гребца.

Однако предупреждения через сон были не единственными. Например, в поселке Тихий Угол говорили, что у них предвещать смерть может птица, которую называют «горенка» (от слова «горе»), или «распусти хохолок». Если человек должен умереть, эта птица прилетает к нему на двор и кричит («ойкает» или «гукает»). К сожалению, нигде не говорится о том, как выглядит эта птица, но, скорее всего, она была похожа на маленького грача или ворона.

ПОМОЧЬ ДУШЕ

Жителям Тамбовщины было известно много суеверий, призванных облегчить предсмертные страдания: открыть двери, окна, положить умирающего в «передний угол». Необходимо было соблюдать тишину, а также в руки умирающему давали зажженную свечку, чтобы она освещала душе путь, и той легче было покинуть тело. В Моршанском районе до недавних пор голову умирающего клали на колени ребенку, веря, что детская душа безгрешна и может помочь другой душе.

Для облегчения тяжелой смерти предпринимались различные действия. Например, специально приглашали священника или «монашек», читалась молитва «Верую». Утверждалось, что в пламени зажженной свечи, находящейся в руках умирающего, сгорают его грехи, а это тоже облегчает смерть. По представлениям жителей Тамбовской губернии, тяжело умирает грешник, в частности, колдун. Во время его смерти для выхода души разбирали крышу.

Повсеместно в девятнадцатом веке было распространенно причитание. Люди верили, что душа, расставшись с телом, остается около него до погребения, поэтому родственники покойного ведут себя так, чтобы душа видела, как все горюют о нем.

ВОДА И ТРЯПКИ

Обмывание старались произвести сразу после смерти, пока покойник «не застыл», но если человек умирал ночью, то обмывали его на заре. Относительно статуса обмывающих информация очень противоречивая: иногда утверждалось, что это может быть любой человек – «кто придется», «кто не боится». В Вирятино Сосновского района, например, еще полвека назад умершего вне зависимости от пола обмывали старые женщины. Но чаще указывались те или иные ограничения: это обязательно должны быть чужие люди, а также дети никогда не должны обмывать родителей.

Обмывание производили в основном в доме, реже – в бане. Обмывальщик мыл умершего голыми руками теплой водой с мылом, используя в качестве мочалки тряпочку.

Существовали особые предписания в обращении с обмывальными предметами после их использования. Их надо было зарыть где-нибудь в укромном месте или выбросить подальше туда, где не ходят люди. Можно было сжечь их на огороде или бросить при захоронении в могилу. Иногда это предписание усиливалось требованием отнести такие вещи в хлев на три дня, чтобы в доме еще кто-нибудь не умер, а потом уже выбросить. Воду, которой обмывали умершего, выливали в таком месте, где никто не ходит.

Однако данные предметы могли использовать в магических целях, для этого их отдавали родственникам или обмывальщику. Иногда мыло вместе с мочалкой и «опутками», которыми связывали покойника после обмывания, клали в специальный мешочек и носили под мышкой с левой стороны или в кармане – как оберег. Их брали на суд для того, чтобы не было лишних расспросов, для защиты от «неправедного» суда, для благоприятного исхода дела. Считалось, что мыло помогает отбывать срок заключения, его брали с собой призванные на службу в армию, им предписывалось обмывать больные глаза, руки, ноги, лицо для снятия головных болей. Магической силой наделялась также вода с покойника: если скотина плохо шла домой с пастбища или болела, ею обмывали ноги животного.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ОДЕЖДА

Смертный узел – так называли вещи, которые готовили для мертвого заранее. Мужчинам надевали белую рубаху и штаны, женщинам – белую рубаху и одежду, принятую в том или ином населенном пункте: сарафан, поневу, исподницу. В отличие от других районов России, где цвет похоронной одежды чаще был белый, в тамбовском крае доминировал черный. Иногда для похорон сохраняли венчальную одежду или, как в Кирсановском районе, рубаху. На ноги надевали липовые лапти, сплетенные особым способом.

Когда умирали молодые люди, не успевшие жениться или выйти замуж, их одевали как невесту и жениха. Этот обычай повсеместно сохраняется и теперь. Для старух готовилась погребальная одежда темных цветов, она называлась «кручинная», для молодых - просто новая одежда, в том числе светлых тонов. «Кручинную» одежду делали из полотна или сатина без вышивки. Старожилы помнят, каким предписаниям архаического характера надо было следовать при ее изготовлении: шить обязательно из домотканого полотна, узлов на нитке при шитье не завязывать, нитки не резать, а рвать, шить редкими стежками, не использовать пуговиц, застежка должна быть на левом плече.

Женским головным убором был соответственно возрасту черный или белый платок, а мужчину, по утверждениям, надо хоронить без головного убора. Исключением стала деревня Давыдово, где на кладбище перед закрыванием гроба мужчине-покойнику повязывали белый платок.

«ОТКУПЛИВАНИЕ» МЕСТА

В девятнадцатом веке гробы готовили заранее. Их делали из колоды и называли домовищем. К началу двадцатого столетия гробы стали делать из досок. В ряде районов сохранилась память о том, что по бокам гроба делали окошки. В Мучкапском и Пичаевском районах была древняя традиция класть в гроб мочалку, мыло и мерку с покойного.

В годы советской власти, когда большинство церквей было закрыто, возник ритуал, заменявший отпевание покойного. Утром или за два часа до похорон его перекладывали в гроб, кадили ладаном и начинали службу, во время которой обращались к Богу с просьбой отпустить умершему все грехи. Родственники становились на колени и отбивали сорок поклонов. В Кирсановском районе была дополнительная традиция обходить гроб не менее трех раз.

Хоронили после обеда. После выноса в доме плотно закрывали все двери. Кровным родственникам запрещалось нести гроб. На кладбище в могилу, которую обязательно выкапывали чужие люди, перед опусканием гроба бросали монетки, тем самым «откупливая» место в земле.

Сохраняется обычай при входе на кладбище у ворот трижды поднимать гроб вверх: по тамбовским воззрениям, так покойник как бы здоровается со всеми умершими. В некоторых селах Мучкапского района гроб трижды встряхивали. Имелся обычай подавать на похоронах «милостыню» - дары, знак памяти об умершем - его вещи, платки и полотенца, ложки, бокалы. Взявший милостыню обязан был молиться за покойного.

НЕ ТОЛЬКО КИСЕЛЬ

Поминки при возвращении с похорон устраивались в доме, где находился покойник. В качестве поминальной еды фигурировали разные блюда. Среди них обязательными были блины, лапша, кисель, который подавался последним, это был сигнал к тому, что надо расходиться. Кроме того, на стол ставили те блюда, которые были в доме. Длились поминки полтора-два часа. В некоторых местах существовал обычай раздавать после поминальной трапезы женщинам деревянные ложки, а мужчинам – полотенца.

В селе Вирятино во время поминок сначала угощали священника, а после его ухода за стол усаживали всех собравшихся. За первый стол садились те, кто был ближе по родству. Поминки начинались с вина, затем шли обычные щи, сухое мясо, блинчики, оладьи, молочная лапша, в заключение подавалась молочная пшенная каша.

Во время похоронного обеда за столом оставляли место для умершего и клали деревянную ложку. Для умерших повсеместно ставили на божницу стаканчик с медом, соль, клали буханку хлеба или блины. В течение сорока дней все это стояло в доме.


Материал подготовлен на основе архивных записей и Тамбовской энциклопедии.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер