В областном краеведческом музее представили книгу о духовенстве Тамбова

6 мая, 09:58 Александра Михайлова Прочитали 1 123 раза
О подвигах крестоношения

СИМВОЛИКА «ОБРАЗА»

«Образ буди верным» – так называется новая монография кандидата исторических наук, кандидата богословия протоиерея Виктора Лисюнина.

Название книге дала цитата из послания апостола Павла к Тимофею: «…образ буди верным словом, житием, любовью, духом, верою, чистотою». Выбор этого стиха обусловило не только его содержание, ведь в нем говорится о приличествующих священнику добродетелях. Важным фактором стало то, что апостольские слова выгравированы на старинном наперсном кресте из собрания автора монографии.

– Любой священник должен следовать этим словам, это девиз, который запечатлен на кресте священнослужителя, – пояснил отец Виктор. – При Николае Втором все священники надели такие кресты с гравировкой по повелению царя при его коронации. Он словно предвидел, что впереди многим предстоит крестоношение и Голгофа. А мы знаем, что вскоре последовали революция, гражданская война и другие испытания. Священники оказались на распутье, они должны были удержаться в русле девиза из Священного Писания. И им это удалось. Церковь чуть не разорили, но их верность духовным идеалам сохранила паству. Первым образцом для нас является святитель Лука, а также все его сподвижники.

Презентация состоялась в день 145-летия святителя Луки Крымского, исследованием жизни и подвига которого на протяжении двух десятилетий занимается отец Виктор. Новое издание хотя и обращается к личности святителя, но выходит за рамки одного только его жизнеописания. Книга посвящена церковной истории конца девятнадцатого - первой половины двадцатого века на тамбовской земле, людям, которые служили Богу в ее пределах в то непростое время. Подмеченные детали вносят новые штрихи в общую панораму краеведения. На страницах издания представлены уникальные документы и фотографии, где запечатлены храмы, церковные общины, известные священнослужители. Некоторые из этих свидетельств опубликованы впервые.

ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ

 Духовенство в Российской империи составляло всего один процент населения. Между тем роль его была колоссальной, оно выполняло многие государственные функции. Преподавательская деятельность, социальное и миссионерское служение, регистрационное дело – все эти сферы не обходились без участия Церкви. А на селе священник как самый образованный человек часто был и психологом, и юридическим консультантом, и даже врачом.

Эпоха Просвещения раскрыла преимущества образования. Но еще долгое время оно было доступно лишь единицам. Аттестат 1860-х годов поэтому – редчайший экземпляр. А нашли его возле мусорного бака – так с реликвией обошлись современники. Благо, ее подобрала одна тамбовчанка и передала тому, кто знает истинную цену артефакту. Теперь читатели могут увидеть репродукцию этой и других грамот с вензелями и сургучной архиерейской печатью.

Вообще «Образ буди верным» богато проиллюстрирован. В книге, например, помещены фотографии Тамбовской духовной семинарии. В ней был великолепный домовый храм, который объединял все учебные заведения на праздник равноапостольных Кирилла и Мефодия. Это были, по сути, выпускные. И оттуда, от моста влюбленных, плыли по реке к Трегуляю.

Можно увидеть, как выглядел свечной завод, построенный в 1906 году. Средства с него шли на многие социальные проекты. Отец Виктор даже привел в пример забавный случай: когда один священник предложил погасить кредит на строительство Тамбовского женского епархиального училища за счет свечного завода, архиепископ Иннокентий написал на бумаге резолюцию: «Свечной завод вам не Клондайк». Хотя частичное финансирование было осуществлено, и в городе осталось монументальное здание, где в настоящее время располагается УМВД по Тамбовской области.

На страницах издания упоминаются многие великие имена наших земляков. Это и митрополит СанктПетербургский и Ладожский Антоний (Вадковский), и первый новомученик митрополит Владимир (Богоявленский), и архиепископ Иннокентий (Беляев), при котором состоялась величайшая канонизация преподобного Серафима Саровского, и архиепископ Кирилл (Смирнов), готовивший и проводивший канонизацию святителя Питирима Тамбовского.

На отдельном развороте представлены мученики. Ректор Тамбовской духовной семинарии, впоследствии архиепископ Феодор Поздеевский, был расстрелян. Его преемник архимандрит Симеон (Холмогоров) получил пулю в спину еще после первой русской революции и более не мог ходить, а затем, в тридцатых годах, его репрессировали. Градоначальник столицы Владимир фон дер Лауниц, которому при наместничестве в Тамбовской губернии удалось подавить восстание в Тамбове в 1905 году, был расстрелян террористом фактически на выходе из храма.

Протоиереи Стефан Березнеговский и Георгий Хитров занимались историей края, наполняя и издавая «Известия ученой архивной комиссии», на которые теперь ссылаются все ученые, поднимающие архивы.

Впервые в издании публикуется фотоснимок из фондов краеведческого музея - крестный ход по улице Дворцовой (ныне Советской). На нем видны абсолютно все сословия. По нему можно исследовать облик времени - портреты, костюмы, быт.

Прошлое удивительным образом перекликается с настоящим. Регулярно знакомя тамбовчан со своей исследовательской работой, отец Виктор открывает все новые факты, порой в самых неожиданных ситуациях:

– Огромный снимок хора духовенства 1914 года – времени канонизации святителя Питирима. Недавно вице-губернатор области Наталия Георгиевна Астафьева зашла на выставку и увидела на этой фотографии своего дедушку-священника.

Узнал батюшка кое-что и о своей семье. Иеромонах Евгений Лисюнин, один из последних насельников Казанского мужского монастыря - его дальний родственник.

– Епархиальный архивариус Валентина Андреевна Кученкова нашла в архиве письмо от восемнадцатого года, в котором в насельники обители просили не выгонять их из келий. Принесла мне и говорит: «Ты не из этих Лисюниных?» Да, это из нашего села. В то время монастырь отошел военизированным подразделениям, монахи хотели организовать там свою коммуну, но им не позволили. В 1923 году отец Евгений скончался на хуторе Трех Лощин. Получается, по его следам я как преподаватель Тамбовской духовной семинарии, которая находится в Казанском мужском монастыре, иду сейчас.

Не только парадные портреты, коллективные фото и снимки при исполнении обязанностей раскрывают жизнь духовенства. Батюшки предстают в кругу семьи, с воспитанниками, на хозяйстве. На страницах издания можно увидеть священника с коровой или путешествующего на телеге.

Один из снимков, помещенных в книге, - очень дорогой. В прямом смысле: отец Виктор признается, что отдал за него месячную зарплату. Но для него это было бесценное приобретение:

– Я не коллекционер, а собиратель, музейщик. И сразу понял: это то, о чем я думал, но не знал, где это найти. Интерьер Ново-Покровского храма. Никогда не видел его убранства, хотя много лет изучаю историю Покровского собора. А тут увидел огромный храм с великолепными иконами. На их фоне – собрание людей. В центре сидит настоятель протоиерей Александр Савостьянов.

История исследований – история чудес. Отец Виктор и его сподвижники из краеведческого музея свидетельствуют: когда встает вопрос и нужно доказательство какому-нибудь утверждению, ответ рано или поздно приходит. Однажды фотодокумент помог решить спор двух краеведов – опытного Валентины Кученковой и начинающего Виктора Лисюнина. Одна говорила, что иконостас Покровского собора был установлен после убытия святителя Луки из Тамбова, то есть его преемником, другой сомневался и верил в то, что святитель Лука успел сам сделать это важное дело в храме. Найденная фотография подтвердила вторую версию: на фоне нового иконостаса стоял Владыка Лука вместе со своими сподвижниками, о которых и повествует «Образ буди верным».

– Древнее иконостаса в Тамбове нет. Эти произведения искусства с резьбой, с писаными образами были уничтожены или расхищены. Многое находится за рубежом или у коллекционеров. А раньше это принадлежало всему народу, это было родовое, общественное. И это у нас украли сто лет назад, – подчеркивает священник. – Но то, что верующие смогли удержать, можно еще увидеть. В частности, на открывшейся выставке.

СЛЕДУЯ ЗА ХРИСТОМ

Кто без крестов, тот не Христов – заключил русский народ в пословице. Причем принято было не только на теле носить образ распятия, но всей жизнью своей, терпением и безропотностью, а если потребуется, мученичеством доказывать преданность Богу.

Поскольку речь шла о периоде, в который как раз особую силу возымела идея подвижничества во имя веры, к презентации было приурочено открытие выставки старинных крестов и икон с изображениями Распятия и страстей Христовых. Название выставки стало как бы подзаголовком, раскрывающим содержание монографии: «Крестоношение святителя Луки и духовенства Тамбовской земли». В семи витринах – оригиналы, сохранившиеся в Тамбове после страшных вихрей двадцатого века: кампании по изъятию церковных ценностей, богоборчества и гонений на верующих. За каждой из святынь – своя история. Будь то образа афонского письма, металлические кресты, деревянные Распятия. Некоторые из представленных святынь принадлежали тем священникам, о которых говорится в книге.

– Когда святитель Лука приехал в Тамбов, он стал собирать прежде всего семейные реликвии. В первой же проповеди он обратился к верующим с просьбой приносить святыни, помогать своими трудами возрождению и благоукрашению храма. Какие-то святыни передавали в храм, какие-то по-прежнему оставались в семьях духовенства. Многих очевидцев уже нет, но о них говорят музейные экспонаты, которые нам удается сегодня сохранить, показать и передать следующему поколению, – отмечает протоиерей Виктор Лисюнин. – В витринах представлена церковная наградная система: Отечественная война 1812 года, Русско-турецкая война, 300-летие Дома Романовых, Павловский крест, Николаевский крест. Паломнические кресты были для людей самой большой святыней. Деревянный крестик ценнее, чем серебряный, потому что сделан из дерева, из которого была построена келья преподобного Серафима Саровского. Люди по две недели проводили в дороге к Сарову, исхаживали по две пары лаптей. Мне один человек сказал, что такой бабушкин крест ему дороже, чем золотой, подаренный архиереем. Бог дал, и мы тоже нашли такой крест – он самый маленький в экспозиции. Остается только умиляться тому, как красиво славили Бога, как идея крестоношения объединяла верующих. Тамбовская земля - скромная, но великая и наполненная. Наша задача сейчас – показывать эти красоты, приобщать современников к наследию русского народа.

Выставка будет работать до сентября. Книга же поступила в ряд библиотек Тамбова. Она может быть интересна не только специалистам-историкам. Рядового читателя вполне могут не хуже детективов захватить невероятные повороты в судьбах земляков. 

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер