В Тамбове реализуется проект по поддержке декоративно-прикладного творчества

18 января, 07:51 Юлия Буковская Прочитали 732 раза
Фото: Арт-Лаборатория
Он поддержан Фондлм президентских грантов.

Прикладной – это то, что имеет чисто практическое значение и находит применение в быту. Тогда причем здесь творчество, если сейчас можно купить хоть разделочную доску с «Московским двориком», хоть ключницу с профилем Пушкина, хоть кастрюлю «под гжель»?

«Тамбовский курьер» вместе с Центром изобразительных искусств «Арт-Лаборатория» разбирался, что такое прикладное творчество и зачем оно нужно в современном мире.

ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Мы постоянно видим на одной общей площадке и высокохудожественные произведения, достойные музеев, и откровенную вкусовщину. В том, что такое декоративно-прикладное искусство, разбираются сейчас вообще только единицы. А уж отличить качественное произведение искусства от безвкусного, зачастую рекламируемого как авторское и уникальное, способны и вовсе редкие зрители, – считает директор Центра изобразительного искусства «Арт-Лаборатория» Роман Иванников.

«Арт-Лаборатория» работает с 2018 года и сейчас реализует пять проектов. Два из них поддержаны Фондом президентских грантов. Всероссийский конкурс декоративно-прикладного творчества детей «Традиции и современность» начал реализовываться еще в прошлом году и продолжится в этом. В нем принимают участие юные художники из более чем шестидесяти регионов России.

Учредителями и соорганизаторами конкурса стали сразу несколько профильных и заинтересованных в развитии прикладного творчества организаций и ведомств. Это Информационно-аналитический центр культуры и туризма Тамбовской области, комитет культуры администрации города, Детская художественная школа №2 прикладного и декоративного искусства имени В.Д. Поленова и непосредственно сама автономная некоммерческая организация «Центр изобразительного искусства «Арт-Лаборатория». Информационно-методическую поддержку конкурсу оказывают Федеральный ресурсный информационно-аналитический центр художественного образования РАМ имени Гнесиных и Международный союз педагогов-художников.

Для чего нужен этот конкурс? В первую очередь он направлен, как говорят организаторы, на духовное просвещение, нравственное и патриотическое воспитание детей и молодежи.

Хотим приобщить подрастающее поколение к традициям декоративно-прикладного искусства, – говорит Роман Иванников. – А еще наша цель – сохранение национальной культуры и развитие творческого потенциала наших детей.

Для кого конкурс? Принять участие в нем могут ребята, обучающиеся в учреждениях дополнительного образования детей и профессиональных образовательных учреждениях. Важно, чтобы они занимались по дополнительным общеобразовательным программам в области декоративно-прикладного творчества и народного искусства. Конкурсантам должно быть не меньше десяти и не больше восемнадцати лет.

– У конкурса формируется своя история в современном российском арт-пространстве и художественной педагогике, – уверен директор «АртЛаборатории».

История у конкурса действительно есть, причем уже солидная. Он проводится с 2015 года. По десяти номинациям в нем приняли участие уже едва ли не полторы тысячи человек, а на каждой выставке бывает представлено более пятисот работ.

Как уже было сказано выше, конкурс проводится по десяти номинациям. Например, конкурсанты могут показать мастерство в технике батик. Это ручная роспись по ткани. В 2009 году батик внесен в список ЮНЕСКО шедевров устного и духовного наследия человечества. Юные таланты могут также представить на суд жюри вышивку и кружево, авторскую или традиционную керамику, сотканные собственноручно ковры, текстильные куклы и костюмы. Очень интересные работы всегда представлены в номинациях «Резьба по дереву», «Роспись по дереву» и «Художественная обработка бересты». Резьба по кости, камню, маркетри и другие виды прикладного творчества выделены в отдельную номинацию.

Но если об упомянутых выше видах прикладного творчества большинство имеют хоть какое-то представление, то термин «фелтинг» наверняка мало кому знаком. На самом деле это не что иное, как особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти посредством технологии валяния создаются рисунок на ткани или войлоке, объемные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары.

Все члены жюри единогласно свидетельствуют о высоком уровне конкурсных работ. Экспозиция конкурса является уникальной в своем направлении. Здесь действительно собраны лучшие достижения учащихся в декоративно-прикладном искусстве. Это имеет высокое значение для сохранения и развития данного направления творчества, в котором заложены глубокие духовно-эстетические ценности народов нашей страны, – рассказывает Роман Иванников. – Все работы, присланные на конкурс, будут включены в фонд Галереи детского декоративно-прикладного искусства, а их авторам будут высланы по почте соответствующие сертификаты.

ДИСТАНЦИОННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА

«Дистанционная художественная школа» – еще один проект, ранее поддержанный Фондом президентских грантов. Это удобный и доступный процесс дистанционного обучения декоративно-прикладному искусству по программам художественных школ.

На интернет-площадке проходит дистанционное обучение по предметам предпрофессиональной программы «Декоративно-прикладное творчество». Это рисунок, живопись, прикладная композиция, резьба и роспись по дереву, керамика, батик, ткачество. Для каждой дисциплины сняты и опубликованы видеоуроки по ключевым темам каждого года обучения. Особенно важно то, что занятия здесь бесплатные и проходят на сайте «Арт-Лаборатории». Кстати, принять участие в проекте могут не только дети. «Дистанционная художественная школа» открыта для сотрудничества, и можно при наличии соответствующих знаний предложить себя в качестве преподавателя или партнера.

Мы приглашаем к участию в проекте юных художников со всей страны. Кроме опубликованных заданий и видеоуроков по ним, участникам будут доступны индивидуальные консультации с наставником по каждому предмету. По результатам пройденных занятий каждый участник сможет сформировать свое творческое портфолио. Создаваемый ресурс также может быть использован как учебно-методическая база для обеспечения очных занятий соответствующими материалами, – рассказывает директор «Арт-Лаборатории».

ИСТОРИЯ ПРО КАЧЕСТВО

Проекты, безусловно, интересные. Но нужны ли ткачество и резьба по дереву сегодня, когда даже печать органов на 3D-принтере перестала казаться фантастикой? Роман Иванников уверен, что прикладное творчество необходимо. Ведь это не только про «нужно», но и про «красиво».

Вообще декоративно-прикладное искусство уходит корнями в глубь веков. Человек создавал эстетически ценные предметы на всем протяжении своего развития. В них отражались не только материальные, но и духовные интересы. Это эстетическое оформление бытовых предметов, окружающих человека всю жизнь: мебели, ткани, оружия, посуды, украшений, одежды. Получается, что человек формирует окружающую его среду, а та, в свою очередь, формирует человека.

Арт-Лаборатория – это история про качество. Качество обучения, качество творческого произведения, качество жизни. Мы ставим высокую планку как перед нашей командой, так и перед партнерами, – говорит Роман Иванников. – Только так мы общими усилиями сможем соответствовать высоким идеалам русской художественной культуры. И мы действительно хотим стать ее частью и оставить свой след в истории русского изобразительного искусства. Иначе зачем?

НАШЕ ДОСЬЕ 

ИВАННИКОВ Роман Евгеньевич, родился в 1987 году в Тамбове. Обучался в Детской художественной школе №2 ПДИ имени В.Д. Поленова на отделении резьбы по дереву и отделении иконописи и церковно-прикладного искусства. В 2010 году с отличием окончил институт по направлению «Художественное образование». С этого же года – преподаватель резьбы по дереву.

Окончил с отличием магистратуру ТГУ имени Г.Р. Державина по направлению «Дизайн».

Основные творческие достижения
победитель Общероссийского конкурса «Молодые дарования России»;
X Общероссийские молодежные Дельфийские игры – специальный диплом;
Всероссийская художественная молодежная выставка «Молодость России»;
международная выставка «Ассамблея искусств» – I место в конкурсе декоративно-прикладного искусства;
соавтор учебно-методического пособия «Работа в материале. Резьба по дереву» для детских школ искусств;
директор АНО «Центр изобразительного искусства «Арт-Лаборатория»;
победитель трех конкурсов Фонда президентских грантов на реализацию социально-значимых проектов в сфере культуры и искусства;
руководитель ряда культурно-образовательных проектов, в том числе «Всероссийский конкурс декоративно-прикладного творчества детей «Традиции и современность», «Художественная школа декоративно-прикладного искусства на расстоянии», «Рождественская открытка» и других; член Международного союза педагогов-художников; преподаватель высшей категории.

Круг творческих интересов: резьба по дереву, церковно-прикладное искусство, дизайн, макетирование.

 Материал подготовлен АНО «Юридический центр «Гарант» в рамках проекта «Платформа социальных инициатив», поддержанного Фондом президентских грантов

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер
Популярное
Вконтакте