Владимир Зельдин и ахматовский круг

19 августа, 11:54 Арина Орлова Прочитали 960 раз
Есть замечательная история, которую Владимир Зельдин рассказал в своей книге «Моя профессия Дон Кихот». О том, как однажды Анна Андреевна Ахматова ступила на порог гримерки молодого тогда актера, очаровавшего ее своей игрой в спектакле «Учитель танцев».

ВИЗИТ ДАМЫ

Спектакль был поставлен Владимиром Канцелем в 1946 году на сцене Центрального театра Советской Армии, был воспринят зрителями как спектакль-витамин после страшной войны и на многие годы стал визитной карточкой театра. Неудивительно, что и Анна Ахматова, страдавшая во время войны вместе с народом, страдавшая и как жена замученных советской властью мужей Н.С. Гумилева, Н.Н. Пунина, как мать узника ГУЛАГа Льва Гумилева, нуждалась в яркой эмоциональной подпитке. Как пишет В.М. Зельдин, «удивительная была женщина! Седая, величественная, немногословная, красивая даже в старости… Такая загадочная полуулыбка…» Скорее всего, этот эпизод относится ко времени, когда Ахматову и Зощенко обливали грязью после известного постановления ЦК ВКП (б) в 1946 году. Зельдин писал: «У нас, конечно, великая страна, но как глупо, расточительно, жестоко, а то и бездумно эта великая страна относилась и относится к своим гениям и талантам, к своим богатствам...».

Привела Ахматову в театр Советской Армии ее подруга, актриса Художественного театра Нина Антоновна Ольшевская, в квартире которой Ахматова по приезде в Москву часто останавливалась, и тогда жизнь семьи Нины Антоновны превращалась в «ахматовку» - Ахматова занимала комнату одного из сыновей, постоянно приходили знаменитые гости, велись разговоры о насущном и злободневном.

СЕМЬ Я

 Семья Нины Антоновны была необыкновенной. Ее муж - писатель-сатирик Виктор Ефимович Ардов, знаменитый на всю страну сценарист, драматург, интеллектуал, поставщик репертуара для мастеров слова В.Я. Хенкина, А.И. Райкина, Р.В. Зеленой, Б.Я. Петкера. Много книг с образцами разящего ардовского юмора были изданы при его жизни, посмертно. Да и в начале двадцать первого века издатели к ним обращаются - сатира и юмор Ардова не стареют.

Да и детки Нины Антоновны - супер-дети. Старший сын от актера Владимира Баталова – знаменитый Алексей Баталов. Кто не знает его фильмов «Шинель», «Три толстяка»! Каждая его роль, а сыграл он их, как ни странно, не так много, становилась событием: Гуров в «Даме с собачкой», Федя Протасов в «Живом трупе», канатоходец Тибул в «Трех толстяках», князь Сергей Трубецкой в фильме о восстании декабристов «Звезда пленительного счастья», немногословный и надежный Гоша в фильме «Москва слезам не верит»… Младшие дети: Борис Ардов – известный актер, режиссер и художникпостановщик мультфильмов («Слоно-дило-сенок», «Незнайка в солнечном городе», «Корабль пустыни»), Михаил Ардов - известный священник и писатель-мемуарист, внучка Анна Ардова – актриса.

Известно, что Алексей Баталов свою армейскую службу в начале 1950-х годов проходил в театре Советской Армии, стало быть, не мог не познакомиться с ведущим его актером Владимиром Зельдиным. Их знакомство со временем перешло в крепкую мужскую дружбу. Этому я сам был свидетелем, когда на юбилее Зельдина (ему в феврале 2005 года исполнялось девяносто лет) А.В. Баталов, сам уже немолодой актер, мэтр советского и российского экрана, на стене ЦАТРА желал своему другу Володе непременно дожить до ста, поскольку девяносто лет - какой-то неяркий возраст. К сожалению, сам Баталов до девяноста не дожил. А Зельдин блестяще выполнил пожелание друга.

Фактом большой мужской и творческой дружбы двух мастеров стало участие В.М. Зельдина в спектакле «Ханума», поставленном А.В. Баталовым в 2000 году для студентов своего курса в РАТИ-ГИТИСе.

Зельдин горячо откликнулся на предложение друга и органично влился в молодой состав актеров и актрис, блестяще сыграл в спектакле роль старого князя Пантиашвили. Одна из участниц того легендарного спектакля, ныне ведущая актриса ЦАТРА Наталья Аристова сама руководит детской театральной студией при ЦАТРА, растит новые таланты для нашего искусства.

МУЗЕЙ АРТИСТА

 Читатели «Тамбовского курьера» знают, что в сентябре нынешнего года в Мичуринске откроется новый музей – мемориальный музей Народного артиста СССР Владимира Михайловича Зельдина, уроженца Козлова (ныне Мичуринска), всю свою долгую жизнь отдавшего отечественному театру и кино, сыгравшему около ста пятидесяти ролей в спектаклях и фильмах. В последнее время идет активное пополнение фондов будущего музея, его директор Елена Полякова постоянно решает множество необходимых для открытия задач, общается с хозяйственниками, меценатами и дарителями, а хранитель фондов музея Елена Пальгова с удовольствием записывает в книгу поступлений все новые и новые артефакты. Изучение создающейся в новом музее коллекции требует длительного времени и тщательного осмысления поступивших раритетов. Но вот один из них, попавшийся на глаза, вызвал немедленное желание поставить его в широкий культурный контекст, связанный с именем А.А. Ахматовой.

 НА ЗАВИСТЬ АРДОВУ

 Среди книг, принадлежавших Зельдину, а летом прошлого года подаренных новому музею щедрым меценатом Сергеем Леонидовичем Шебеко, есть брошюра «Образцы красноречия, или как не надо выступать». Увидела свет она в далеком уже 1963 году в издательстве «Правда». Автор ее - Виктор Ардов, муж Нины Ольшевской и отчим Алексея Баталова, выступил в этой книжечке и художником. Книга представляет собой сатиру, метко разящую чиновников-бюрократов, не всегда понимающих, чем же они руководят.

На обороте обложки автор написал: «Владимиру Михайловичу Зельдину с завистью к его дарованию. Мне бы так плясать!.. Иэх! Виктор Ардов. Февраль 1964 г.». Книга В.Е. Ардова и его автограф на ней отражают большой интерес и автора, и семьи Ардова-Ольшевской к дарованию их молодого на ту пору современника (Владимиру Зельдину тогда не было и пятидесяти). Употребленное мэтром советской эстрады слово «зависть» не должно вводить в заблуждение: речь шла об особом органическом таланте Зельдина, включающем в свой состав не только слово, но и пластику, и танец. Органичность таланта Зельдина и вызвала такую острую эмоциональную оценку Ардова. Но именно те самые качества актера и привлекли Анну Ахматову к Владимиру Зельдину, когда великая поэтесса посетила гримерку молодого артиста, чтобы выразить свое восхищение этой слитностью в его искусстве декламации, погруженности в характер, прирожденной музыкальности и танцевальной импровизации.

Небольшая книжечка с автографом В.М. Зельдину становится, таким образом, отражением устойчивого интереса, который семья Ардовых-Ольшевской и Анна Ахматова испытывали к молодому актеру Владимиру Зельдину. Интерес этот с годами не угас, а укрепился дружбой с Зельдиным Алексея Баталова.

НА ДИВАНЕ

 А летом 2018 года, используя этот легендарный интерес Анны Ахматовой к Владимиру Зельдину, князь Андрей Трубецкой, основатель сетевого журнала «МУЗЕЕМАНИЯ», предложил мне провести презентацию своей книги о Зельдине «ЧелоВЕК из города Козлова» в Москве, в салоне антикварной книги «В Никитском». Одно из помещений салона оформлено как музейное пространство Анны Ахматовой, включающее стол, кресло и книжный шкаф Алеши Баталова, которыми пользовалась Анна Андреевна во время пребывания в семье Ардовых-Ольшевской, а также овальный стол и диван, на котором в разное время сидели Анна Ахматова, Борис Пастернак, Михаил Зощенко, Александр Солженицын, Арсений Тарковский, Иосиф Бродский. После удачно проведенной презентации книги о великом Зельдине Андрей Трубецкой разрешил и мне с моими друзьями на мгновение присесть на легендарный диван, овеянный славными именами русской литературы двадцатого века.

Автор: Владимир АНДРЕЕВ, инициатор основания музея Владимира Зельдина в Мичуринске, лауреат премии имени Е.А. Боратынского

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер