Любители скрипки из Тамбова рассказали об уникальности инструмента

11 мая, 16:59 Иван Шарапов Прочитали 1 204 раза
Фото: Тамбовский курьер
Особенности призвания скрипача, о которых многие и не подозревали.

Считается, что научить случайного человека играть на каком-либо музыкальном инструменте не сложнее, чем медведя – ездить на велосипеде. Мол, что уж такого сложного при хороших памяти и моторике рук запомнить несколько десятков движений и научиться их чередовать, для того чтобы щеголять перед окружающими? Тем более что есть достаточно много простых инструментов, освоить которые легко и за пару часов. Однако, разумеется, играть на сложной «платформе» виртуозно, то есть мастерством превосходя оригинал, никогда не получится ни у человека без музыкального слуха, ни у отделавшегося всего лишь несколькими десятками движений.

Музыкант-мастер обладает рядом недоступных большинству людей способностей, и, кроме того, сосредотачиваясь на одном-двух инструментах, он познает их настолько глубоко, что часто остается за гранью понимания слушателей. И стереотипное воплощение этого образа – «дьявольская скрипка» Паганини, из которой извлекались самые разнообразные, невозможные звуки.

Гениями композиторов, использовавших скрипочное звучание, первыми и вторыми скрипками восхищались и восхищаются до сих пор многие – и нередко встречается желание понять «загадочную музыкальную душу».

И почитателям современного искусства, и любителям классики слишком редко удается взглянуть на музыкантов с человеческой стороны. Соответственно, мало кто даже примерно себе представляет, какие задачи ставят перед собой исполнители композиций ежедневно, с какими специфическими, профессиональными проблемами им приходится сталкиваться. К счастью, этими секретами согласились поделиться с нашей газетой некоторые тамбовчане - и отдающиеся скрипке как хобби, и почитающие ее всю сознательную жизнь, и выступающие с ней на концертах. Их разнообразные взгляды вместе составляют целостное впечатление о стереотипном и истинном образе скрипача – и потому мы предлагаем каждому познакомиться с ним по-новому.

СКРИПКА - ПУТЕВКА В ЖИЗНЬ?

 Любой знаток симфонических оркестров знает: звездой выступления почти всегда становится именно скрипка. Как ни удивительно, первой скрипка бывает не только на концерте, но и в выстраивании обычной умственной деятельности.

 В частности, многие гении разных эпох становились скрипачами-любителями, во время игры размышляя над своими главными идеями. Классическим примером является Альберт Эйнштейн, не только заявлявший «смерть будет означать, что я больше не смогу слышать Моцарта», но и трудившийся над сложнейшими теориями по физике, талантливо подражая своему кумиру. Благодаря такой практике Эйнштейн достигал необычайной ясности ума и эмоциональной гармонии, которым и был обязан некоторым важным своим открытиям, – и поэтому ему принадлежит и другая изящная цитата: «Я не физик. Я знаменитый скрипач».

 - Наверное, это обусловлено тем, что я, как и Эйнштейн, – выходец из очень музыкальной семьи, - смеясь, рассказывает Владислав Андреев, предприниматель. – Все истории о скрипке в жизни этого физика я услышал впервые еще в далеком детстве и, надо сказать, они изрядно мотивировали меня впоследствии. Сколько я ни смотрю на окружающих – столько и думаю, что люди очень часто используют свой досуг неуклюже, неумело. А все оттого, что не знают, как хорошо можно разгрузиться за счет хорошего самостоятельного исполнения. Игра на скрипке, которую я на протяжении нескольких лет осваивал в музыкальной школе, а затем и поддерживал дома, помогала мне плавно перетекать от учебы к отдыху, от отдыха к общению или от общения к планам. Ведь одна из лучших вещей в музыке – это расслабляющий, перезагружающий эффект, оказываемый на подсознание. А еще если играешь ты сам – это одновременно и умственная, и физическая работа, ради которой напрягаются все извилины. Я так и не стал профессиональным скрипачом, но скрипка помогала мне совершенствоваться и достигать успехов, так что я рекомендую приучать к ней детей в каждой семье.

КАК СТАНОВЯТСЯ СКРИПАЧАМИ

 И это вовсе не субъективный отзыв впечатлительного человека – все давно подтверждено наукой. Психологи и анатомы доказали, что, например, ежедневная разработка мелкой моторики ускоряет работу головного мозга, причем правая рука активизирует левое полушарие, а левая – правое. Так что все скрипачи-правши, коих, разумеется, большинство, от каждой тренировки получают подпитку логического и аналитического мышления, которое редко обнаруживает в себе творческая личность. И именно этим козырем с успехом пользовался другой знаменитый скрипач – Шерлок Холмс, обдумывавший сложные дела со все той же скрипкой. То, что Артур Конан Дойль наделил своего персонажа таким атрибутом, одновременно указывает на два факта: на то, что о пользе скрипки знали уже в годы ее жанрового расцвета, и на то, что этот инструмент всегда сопровождал союз напряженной работы и нестандартных решений.

- Наша преподавательница очень много об этом рассказывает, - делится опытом ученик детской музыкальной школы №2 Миша Скабелин. – Говорит, что скрипачи имеют и должны иметь развитую память, амбиции, отличаться высокой дисциплиной и быть выносливыми. И на самом деле очень тяжело все это совмещать еще и с обязательной любовью к самой музыке – упражнения иногда выматывают, длятся слишком долго, прежде чем появляется хоть какой-то приличный результат. Это сильно напоминает спорт, но при этом действует не только на мышцы, но и на нервы, а поскольку лично я еще и учусь в простой школе, и хожу на дзюдо, всегда остается мало времени на что-то свое. Мне, правда, нравятся все эти три вещи, но, наверное, когда-то придется от одной из них навсегда отказаться – буду надеяться, что не от школы (смеется). А вообще все занятия хороши, но только скрипка так упорно напоминает о себе, потому что хорошему практику ее нельзя бросать ни на день. Опыт показывает, что начать играть на скрипке легко, продолжение требует огромного терпения, а уж бесконечное совершенствование навыка и вовсе доступно лишь единицам. И поэтому каждому, кто привык смотреть на скрипачей как на обычных любителей развлечений, не занимающихся «серьезным» делом, явно стоит переосмыслить свое мнение.

ВОЛШЕБНАЯ СИЛА ИСКУССТВА

 И в этом переосмыслении может помочь опыт пятидесятитрехлетней Ольги Дорожкиной, музыканта-любителя, перепробовавшей множество инструментов и занятий и в конце концов остановившейся на должности школьного учителя музыки:

- В свое время я успела поиграть очень неплохо, главным образом на фортепиано и виолончели. Однако, разумеется, в моем обучении уделялось внимание и скрипке как очень сильному, я бы даже сказала, влиятельному инструменту. И именно со скрипкой я выступала в нескольких коллективах, в какой-то момент молодости решив посвятить этому всю свою жизнь – только к этому тянулась душа, охладевшая ко всему прочему. Однако что-то не заладилось, начали портиться отношения с коллегами, начала встречаться с непониманием со стороны родных в духе: «Ну что тебе стоит мужа найти да семью завести, ты ведь уже свое поиграла, пора прекращать». А я сдаваться не хотела, хотя страх остаться старой девой тогда был для меня серьезным врагом. И чего же, спросите вы, я успела добиться? Я зарабатывала себе на жизнь частными уроками музыки, играла на торжественных мероприятиях, перепродавала свои инструменты и сводила концы с концами за счет этой нехитрой спекуляции. И спустя годы мытарств наконец поняла, в чем заключается волшебная сила искусства: в способности мгновенно дать понимание, опыт, которым нужно поделиться с другими. Сейчас я уже и замужем, и опытом делюсь, но радует на самом деле не это. Мне думается, что я одна из немногих, пришедших к счастью, как в том фильме сказали, «играя на ходу» - и мне греет душу такое запоздалое принятие всех талантов, так глупо и упрямо использованных в молодости.

КАЖДЫЙ СМЫЧОК – ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА

 Скрипка может стать для человека кормильцем, учителем или другом – всякий использует ее в меру своих душевных качеств. И войдя однажды в чьюто биографию, смычок пропахивает в ней особую борозду, удивительным образом благоустраивая и окрыляя помыслы и поступки. Скрипачи всегда знают, что держат в руках по меньшей мере волшебную палочку, оттачивая ли свой интеллект, даруя ли наслаждение слушателям или же сопровождая безмолвной лирикой фильм или спектакль.

А значит, безмерно много теряет тот, кто лишь встречает музыканта по его скрипке, оценивая стиль, качество, энергичность исполнения, или же вовсе не придает особого значения призванию второй жизни Вивальди, Моцарта или Паганини. Ведь каждого скрипача можно еще и проводить по смычку – оценивая, насколько оригинальна, дисциплинированна и амбициозна личность человека, играющего до конца, будто трагический оркестр «Титаника».

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер