"Кровавая свадьба" в Мичуринском театре

3 февраля, 14:00 Арина Орлова Прочитали 810 раз
Фото: из архива Мичуринского драматического театра
В конце ушедшего года на сцене Мичуринского драматического состоялась премьера.

Постановка разработана по мотивам пьесы Горсия Лорки. Это история о непобедимой, всепоглощающей страсти, о столкновении традиций и человеческой природы, о чести и искуплении, о любви и смерти.

СУТЬ ДЕЛА

Действие происходит в Испании. Мать Жениха, потерявшая мужа и старшего сына в драке на ножах с семьей Феликсов, проклинает того, кто придумал оружие. Она узнает, что сын влюблен и что у Невесты раньше был молодой человек, который уже несколько лет женат на ее кузине. Это Леонардо из семьи Феликсов. До Леонардо доходит новость о том, что его бывшая девушка выходит замуж. Это известие его огорчает, и он даже не трудится скрыть огорчение от своей жены.

В день свадьбы Невеста - мрачная и неразговорчивая. В дверь входит Леонардо. Их былая любовь разгорается вновь. Вскоре Невеста и Леонардо убегают вместе прямо со свадебного пира. Жених кидается в погоню, завязывается драка, и оба героя погибают.

Режиссер и хореограф спектакля «Кровавая свадьба» - Анна Фекета. Она создала интересный мир, в который зритель погружается с первых минут после открытия занавеса и остается в нем надолго после финального поклона артистов.

ДРАМА В ПЛАСТИКЕ

 Зная, что на сцене воспроизводится пьеса испанского автора, зритель невольно ожидает фламенко, вееров, национальных костюмов и так далее. Однако мир, преподносимый ему в спектакле, совершенно интернационален - то, что мы видим, может происходить в любой стране, с любыми людьми и, что, наверное, немаловажно, в любое время, в том числе в современном мире.

Действие на сцене - это в основном пластическая драма. Артисты бОльшую часть времени раскрывают чувства, переживания, взлеты и падения своих героев языком тела. Четко отточенные танцы, пластические этюды невероятно эмоциональны и доходчивы.

Постановка содержит множество символов, в том числе и мистических. Жизнью и смертью здесь распоряжаются ведьмы и богини судьбы, которых исполняют Ольга Дикова, Татьяна Шишкина и Гоарик Арутюнян.

Они, эти богини, направляют людей, обрекают их на страдания и боль. Они слепы к нуждам других, не щадят тех, кто стоит у них на пути. Но они не кровожадны и, играя с судьбами, порой дают людям право выбирать пути. Однако любой выбор неизменно ведет каждого в объятья смерти.

И кажется, что это вполне закономерно, ведь жизнь, по сути, всегда и неизменно движется к смерти. Но в материи спектакля все не так просто. Среди живых здесь обитают мертвецы. И различить в толпе, кто жив, а кто уже мертв, не всегда возможно. Уличная толпа перемещается так, что на сцене символично вырисовывается крест, который можно воспринимать и как тягость жизненного пути, и как надгробный знак, который рано или поздно обязательно ждет каждого.

ОТКРОВЕННО И НЕИСТОВО

 Откровенна и пронзительна одна из первых сцен - убийство Сэбио (артист Александр Прохоров). Человек, только что утопавший в любви и страсти, повержен рукой некоего Бернардо (исполняет Эльдар Касумов), который управляем силами ведьмы-судьбы.

Как неистова боль и скорбь его возлюбленной Хлои, которую блистательно играет Анастасия Дьячкова! Артистка точно создает образ своей героини, о которой богини судьбы будут говорить, что Хлоя была счастлива, что она была легка, а лицо ее светилось почти как у святой. Теплой и светлой показывают нам будущую мать невесты. Весь мир ополчился на нее, он извечно против счастливых людей. Хлоя с младенцем на руках, который родился от любимого, но погибшего Сэбио, оказывается на улице. Здесь на нее нападают, и неизвестно, как повернулось бы колесо фортуны, если бы не Гильермо (артист Павел Шуть), который вступился за бедную женщину. Однако фатум никогда не уходит с поля боя без трофея. Смелый и справедливый мужчина погибает в уличной заварушке.

Жена погибшего Розалия в исполнении заслуженной артистки РФ Ирины Дубровской остается, как и защищенная им Хлоя, одна с детьми на руках. Древние ведьмы скоро забирают у нее старшего сына, с полной уверенностью, что с одним ребенком Розалии будет легче. Однако ведьмы, не знающие никаких чувств, кроме презрения и злобы, не могут понять, что вместе с потерей сына мать теряет часть своего сердца.

 НЕ СЛУЧАЙНО

В мире нет ничего случайного. Нити судьбы часто плетут причудливый узор. В спектакле зритель видит красную нить, которая становится предвестницей и символом скорой смерти. Именно этой нитью судьбы героев и их семей оказываются крепко связаны навеки.

Далее происходящее на сцене читается следующим образом. Спасенная Хлоя чувствует, что внимание смерти приковано к ней и ее дочери. Она отдается в смертельные объятия сама, принося себя в жертву. Этим она пытается спасти свою дочь. И это ей удается - девочка Амалия (Невеста) остается жить. Но умершая мать не оставляет свое дитя, она следит за ней из мира духов. Благодаря жертве матери Амалия (артистка Алина Кондрашова) становится одной из тех людей, которым богини судьбы дают право выбирать путь. И она свой выбор сделает.

Когда-то она была влюблена в Леонардо (на сцене - Сергей Холкин), но она выбирает образ гордой девушки. Счастье так хрупко, Леонардо не идет за ней, и они расстаются. Позже Амалия встречает Матео (исполняет Алексей Алексеев). Дело доходит до сватовства и свадьбы.

Однако виражи судьбы непредсказуемы. Леонардо, не остывший к Амалии, признает, что совершил ошибку, женившись на другой. Он бросается в объятья любимой, моля о прощении.

Амалии нужно сделать новый выбор. И она предает своего жениха.

ДО КОНЦА

 Интересным и ярким оказывается эпизод гибели героев. На сцене практически весь спектакль рассыпана земля. Это символ и могил, и тяжести грехов, и бесплодности страсти. Эта земля разделяет героев, погребает их пороки, немощи, вбирает в себя целиком. У зрителя захватывает дыхание от созданного эффекта.

Специально для этого проекта написана музыка композитором Андреем Кротовым, дипломантом Национальной театральной премии «Золотая маска», лауреатом Новосибирской театральной премии «Парадиз», заслуженным работником культуры и искусств Новосибирской области, автором мюзиклов, опер, симфонических и камерных произведений. Музыкальное оформление, по общей идее, также отстранено от испанских мотивов. Музыка характерна, импульсивна. Она сопровождает и дополняет образы, созданные актерами.

Сценическое действие разбавляется авторским видеорядом, над которым трудился Алексей Николаев. Эти видеоинсталляции помогают зрителю более чувственно погрузиться в историю «Кровавой свадьбы».

Роман ЛЕОНОВ, член Союза журналистов России. 

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер