"Апрельский романс" тамбовского Драмтеатра: спектакль, который побеждает

8 января, 15:26 Иван Шарапов Прочитали 164 раза
Фото: https://tambovteatr.ru/
После войны - другая земля.

Тема Великой Отечественной войны – одна из наиболее значимых для нашей страны. Она породила такие шедевры искусства, как «Судьба человека», «Семнадцать мгновений весны», «А зори здесь тихие…». Не обошлось и без песен, стихотворений, картин, фильмов. По-особому значимо звучит тема Великой Отечественной на театральной сцене.

В нынешний год, Год памяти и славы, 17 февраля состоялась всероссийская премьера «Апрельского романса» по пьесе Дмитрия Рябова. Она рассказывает читателям и зрителям о судьбе военного врача, спасшего много жизней и повидавшего на войне много жестокости, и девушек-фронтовичек, которые лежат в тыловом сибирском госпитале и, несмотря ни на что, хотят выстоять и победить для того, чтобы жить дальше нормальной счастливой жизнью. И первый блин в тот раз оказался вовсе не комом.

Но после премьеры пробил час борьбы с коронавирусом, поэтому недавний показ «Апрельского романса» 19 декабря было решено приурочить к прославлению подвигов и современных русских врачей.

ДЕЖАВЮ ИЛИ ФОРС-МАЖОР?

 В тот день драмтеатру удалось приятно удивить публику еще по пути к зрительному залу. По правую руку от главного входа находился крупный баннер, морально поддерживающий спектакль, показывая и фотографии исполнителей ролей, и некоторые подробности показа. Проверяя у зрителей билеты, работники театра выдавали георгиевские ленточки, которые многие посетители с неподдельной гордостью приладили к своим костюмам. А в центре фойе был установлен комплекс стендов с информацией о работавших на территории Тамбовщины в годы войны госпиталях и военных врачах.

Перед началом спектакля зрителям рассказали о значении «Апрельского романса» в наши дни. По словам выступавших, исторические события часто чем-то напоминают друг друга, и теперешняя пандемия – не исключение. Бросая вызов спокойнобезмятежному образу жизни, она мобилизовала целые армии врачей и призвала жителей всех городов, сел и деревень не сдаваться, а противостоять злосчастному ковиду. Проведение такой смелой аналогии вызвало в зале интересную реакцию – кто-то всерьез задумался над услышанным, кто-то возмутился, с его точки зрения, кощунственным мнением. А спектакль вызвал новые каскады размышлений.

Действие пьесы находит в душе отклик не то при помощи дежавю, не то в виде форс-мажора. С одной стороны, сейчас кто только ни видел таких самоотверженных и неотступных в героическом труде врачей, как Алексей Степанович Хромов, блестяще сыгранный Сергеем Ильиным, – хотя бы по телевизору. Поэтому проблемы медицинской отрасли во время кризисов невольно вызывают сочувствие, обращаясь к личному опыту и врачей, и потенциальных пациентов из зала. С другой, некоторые зрители, особенно наиболее молодая часть публики, явно были сражены спектаклем. Ведь многие из них пришли в театр или приобщиться к прекрасному, или чтобы просто развлечься. И думали – их ждет очередная «сказочка про любовь» от таких персонажей, как снайпер Рая (Александра Мандрикова), санинструктор Лида (Александра Коршунова) и прожектористка Тоня (Екатерина Буй, Марина Образцова) вкупе с «бей фашистов» от инструктора по лечебной физкультуре Ложкина (Вячеслав Шорохов) и классическим для таких вещей пафосом. А в итоге – как будто, задержав дыхание, с головой окунулись в метафоричное отражение реального мира и его сегодняшних проблем. Как будто и не выходили из дома – вот она, сцена жизни, у которой ничего не отнимешь и к которой ничего не прибавишь.

Пожалуй, для этого театр и существует – его огромное влияние всегда проявляется в полную силу не во время спектакля, а после него, когда уже не актерская игра, а бытовые разговоры кажутся чем-то искусственным. Удивлять и восхищать тамбовские актеры умели всегда, и в этом им немало помогают гениальные ходы сценария и режиссуры.

ОТЧЕГО НЕНАВИСТНА ВОЙНА?

Итак, о сюжете и проблематике, а также о том, как они были показаны зрителю. Прежде всего все вновь смогли узреть цену, которую платят все воюющие люди, которые становятся или убийцами поневоле, или беззащитными жертвами. Помимо увечий духовных, урон всегда можно разглядеть невооруженным глазом, причем всякий раз это довольно метко характеризует струны души персонажей.

 Например, снайпер Рая пострадала из-за множественных ранений грудной клетки – и при этом продолжает курить, перенося в зависимость бурю негативных эмоций, накопившихся за череду убийств ненавистных «фрицев». Санинструктор Лида захромала и вынуждена пользоваться костылем, который ее «кособочит» - и тем самым уничтожает ее как женщину перед получением трагической весточки о любимом. Еще сильнее это лишение проявляется для юной и невинной прожектористки Тони, у которой больше никогда не отрастут сгоревшие волосы и никогда не начнут разгибаться поврежденные пальцы. Не меньше пострадала лейтенант-переводчица Ольга Шрайнер (Кристина Гречанникова), которой пришлось лечь в палату с простыми девушками, поначалу не принимавших «генеральскую подстилку», вдобавок еще и с отчеством Адольфовна.

Как показывает спектакль, хуже всего в таких ранах – яд обреченности. Искалеченный вопреки всем рациональным доводам рвется обратно на фронт, невольно накликивая беду на близких – и сделать с собой что-либо такой человек неспособен. Для этого необходима помощь товарищей по несчастью – и именно ее спасительная сила оказывается лейтмотивом каждого акта постановки.

В полном объеме раскрывая несчастья тоскующих по мужьям женских сердец, спектакль не забывает и об общих для всех искушениях. Подающий надежды медик Ложкин, видя, как все вокруг стремятся добивать немцев, монотонно и неотступно требует и его призвать на передовую, «чтоб страна жила». А хирург Хромов далеко не столь прямолинеен. Одно из его убеждений – «Чтобы страна жила, нужно детей рожать, дома строить и хлеб сеять!» - отчасти дает отдушину для идеи пацифизма, а его стремление уберечь жизнь каждого, кто в настоящем бою умрет в первые же секунды («Для войны ненависть нужна, настоящая» - и она, очевидно, есть не у всех) вызывает закономерное восхищение. Публике было волнительно наблюдать, как нешуточная война разворачивается уже не на улицах Вены и Будапешта, а в некогда тихом сибирском госпитале, в котором волей случая собрались столь разные люди, не подозревающие о том, что уже в следующем месяце придет долгожданная Победа.

Очень печальной, но от этого не менее правильной является высказанная в спектакле мысль о том, что человек, на войне живший лишь войной, весь остаток своих дней будет кричать от кошмаров. Для того, чтобы обрести новое качество жизни, и в бою, и в затишье нельзя забывать о чувствах соратников. Тогда после груза военных лет возвращение к обычной жизни станет искуплением, лучшим, что мы можем сделать для невернувшихся солдат.

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ О ПРОШЛОМ!

В спектакле ни разу не подкачала техническая сторона исполнения. Прекрасным фоном к выступлению стали короткие видеоролики, разделяющие разные действия и представляющие собой сводки военных новостей. Декорации, плавно переходящие из госпитальной палаты в приемную хирурга и обратно, а также завершающая песня с призывом помнить жертвы Великой Отечественной войны закрепили успех впечатления от предложенного сравнения войны с самоизоляцией и подвигами терапевтов, инфекционистов и других медицинских работников.

 При этом «Апрельский романс» подчеркнул непреходящую важность продолжения обыкновенной жизни, юмора, любви, дружбы и семьи в минуты самых страшных испытаний. Все эти светлые вещи заново расцветут, когда закончатся невзгоды. Права главная героиня Рая, словно глядящая в будущее, на нынешние поколения, еще раз доказав силу и славу подвига наших предков: «После войны все по-другому должно быть, даже земля другая будет – иначе получится, что вся наша кровь была пролита зря».

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер
Популярное
Самое читаемое обсуждаемое
Вконтакте