Молчание волчат: о чем тамбовчанам расскажет выставка анималиста

6 августа, 10:27 Иван Шарапов Прочитали 532 раза
Журналист ТК посетил выставку работ художника Сергея Строганова в областной картинной галерее.

Честно говоря, никогда не думал, что возможно красочно, емко и понятно сочетать искусство и экологию. В самом деле, что может быть общего у диспутов по поводу сокращения площади лесов, загрязнения воды и воздуха, тотального уничтожения богатств биосферы и у живописи? Разве задача кисти и красок – не передать глубинный мир, «фибры души» чего-то конкретного, одухотворенного? И разве общественные проблемы, волонтерские организации, научные изыскания могут облекаться в утонченную, как бы «не от мира сего» форму?

Всерьез задуматься над всеми этими нюансами пришлось, когда знакомые порекомендовали приехавшую в областную картинную галерею выставку работ художника Сергея Строганова «О чем молчат животные?». Вопрос повис в воздухе, и для того, чтобы отыскать на него внятный ответ, я и отправился в очередной раз пополнять копилку жизненного опыта и знаний.

О чем молчат люди?

И в частности – тамбовчане? Да о том, что искусство в нашем крае не пользуется большой популярностью. Такой вывод я сделал не только после того, как обнаружил рядом с собой минимальное число «коллег», пришедших на выставку, но и подумав кое о чем после личных впечатлений от увиденного.

Например, граффити – почему некоторые из них гораздо лучше того, что можно увидеть в разнообразных учебниках культурологии, в музеях и галереях? И почему при этом «уличные рисунки» занимают свою сегодняшнюю нишу, хотя и пользуются определенным признанием? Не связано ли это с тем, что нам в каком-то смысле нечего выставить на всеобщее обозрение?

Другой пример – это то, как нелегко приходится тем, кого можно по праву называть классиками современности. Эти художники, да и представители других творческих профессий, создают великолепные произведения, к каноничности и элитарности которых придраться не смогла бы и Венская академия изобразительных искусств. И тем не менее наши, отечественные шедевры двадцать первого века в Тамбове можно заметить в буквальном смысле повешенными на заборах. Мимо проходят озабоченные своими тяготами люди с авоськами, которые ворчат на почитателей этих картин за то, что те им мешают пройти. И подобных прецедентов можно перечислить море.

Беда, однако, никогда не приходит в одиночку. Именно поэтому упадок интереса к высокому искусству совпал со всякого рода экологическими катастрофами как мирового, так и общероссийского и регионального масштабов. И здесь люди так же проявляют поразительное равнодушие! Не говоря уже об исчезающих видах животных, бродячие, брошенные и больные кошки и собаки города находятся в атмосфере вечной безнадеги. Даже опирающиеся в жизни на христианскую мораль люди не проявляют никакой заботы о братьях наших меньших и оставляют жизнь чужую, даже собственного ближнего, на произвол судьбы.

А между тем как-то повелось в народе говорить, что тамбовский волк – каждому товарищ. А не «человек человеку волк»! По счастью, выставки анималистов всегда берутся за два дела – обратить внимание на животных и на искусство разом, и всегда успешно. Так что картины Строганова должны хоть в какой-то мере задеть за живое. Вот о чем молчат тамбовские волчата. А о чем им следует узнать - смотри ниже.

Они хотят поговорить

С 4 июля по 13 сентября выставка «О чем молчат животные» будет радовать глаз всякого, кто захочет на нее взглянуть. Более того, проект был создан и реализован ради своего рода великой цели. Ради ликбеза - рассказать людям об изящности живой природы, о ее беззащитности перед корыстными и хищническими интересами человека. Во имя

надежды на то, что когда-нибудь между природой и человечеством установится прочный «зеленый баланс», за равновесие которого и сейчас каждый из нас отвечает в полной мере.

Даже я, пришедший сюда за информацией, получаю бесценный приз – чувство. Картины, все без исключения выполненные карандашом в 2016-2019 годах, разделяются на микротемы и раз за разом вызывают дежа вю. «Семейство львов», «Семейство зебр», «Семейство зубров» - здесь четко прослеживается идея и супружеского союза, и счастья быть родителем. Поскольку анимализм в репертуаре Сергея Строганова наделяет любое отдельно взятое живое существо в рисунке неповторимой мимикой, отображением эмоций, скрытых желаний, «Семейства» сразу ассоциируются со счастливыми человеческими родами, в которых все члены гармонируют между собой.

Какие-то животные спят – «Спящий манул», медведь с картины «Сон в летнюю ночь». Именно сон, как ни странно, оказывается на этой выставке едва ли не единственной демонстрацией состояния, в котором звери могут чувствовать себя в полной безопасности. Они будто ушли в свой, романтический мир без человека, мир девственной Земли. Ничто не тревожит их покой. Люди сами очень часто впадают в подобную мечтательную сонливость, уходят в виртуальность, абстрагируются от угнетающей действительности.

Сомнения, шепчущие, что животным при сегодняшнем миропорядке ровным счетом ничего не грозит, быстро рассеиваются при даже беглом взгляде на картины «Белый носорог», «Африканский слон», «Калан», «Японские журавли», «Красная панда». Вижу, что девятилетнему ребенку и его матери, пришедшим на выставку вместе со мной, ни о чем не говорят некоторые из названий этих видов. И именно этим картины по-своему ужасают – им, возможно, предстоит запечатлеть изображения животных, которых больше никогда не будет на нашей планете. Из памяти могут стереться имена великолепных представителей и фауны, и флоры – к сожалению, пока никто не слышал о выставках, посвященных исчезающим видам растений. Но это и придает лицам – не получается сказать, что у творений Строганова морды – особенно скорбное и при этом торжественное, даже свободное выражение.

Помимо картин, здесь изобилие фигурок, тоже как нельзя лучше вписавшихся в тему, – лось, жираф, соболь, белый медведь, косуля, лошадь Пржевальского. Есть и нечто предельно ироничное – картина «Эволюция жизни», представляющая из себя колоритного шимпанзе в шляпе. Да уж, иногда все мы – обезьяны с гранатой. Особенно когда можно провести аналогию со «Слезами орангутана» - грустной мохнатой матерью, прижимающей к груди не родное дитя, а жутковатую суррогатную куклу. И когда причину такой трагедии может олицетворять «Война или мир?» - добродушная панда и зеленый стебель, перечеркнутые газетными вырезками о застройке, урбанизации, замещении естественной экологической среды «каменными джунглями».

Ого, кажется, я напрасно думал, что здесь все будет только трагично! Стоит оглянуться – и легко можно найти то, что как раз тебе и предназначено (вот, кстати, идея, которую не помешало бы подкинуть российским министерствам культуры и образования). Самое причудливое, философски наполненное и двусмысленное на этой выставке - картины «Не вижу», «Не слышу» и «Не говорю». На них гепард, панда и тигр закрывают глаза, уши или рот, и это выглядит и как бессилие, и как страстное желание с кем-то поделиться частичкой себя. Звери устали видеть враждебный им мир – они не находят того, чего им по-настоящему хочется. Со всех сторон слышатся чуждые речи, пропаганда, беспочвенные обвинения, разжигание конфликтов – никому не хочется обладать слухом в таких условиях. А сочетание двух этих огромных нежеланий приводит к третьему – уже грустно, постыдно не хочется даже пытаться что-то изменить, поведать кому-то о своих страданиях, хотя это нехотение - всего лишь иллюзия. Это ли не человеческая модель поведения?

Конечно, чисто метафорически любого можно считать таким «зверем», возможности которого по сравнению с безжалостным и всевластным человечеством малы до смешного. Но это никогда не отменит того, что и у людей, и у животных все равно есть за что бороться. Как гениально заметил Джордж Оруэлл в романе «Дочь священника», вера уходит, но нужда в вере остается. Даже с закрытыми устами обездоленному, покинутому, умирающему всегда хочется выговориться.

Художник

А что же автор этого собрания слегка грустных, но таких впечатляющих произведений? Пожалуй, ему прекрасно удалось сотворить образ, имеющий и личность, и влияние на зрителя. Что изображение повадок птиц и зверей, их, как он пишет сам, «неподдельных эмоций и настроений», прекрасно ему удается – воистину, это его призвание.

«Я как творческая личность открыт к различным художественным экспериментам и жанрам», - значится на его странице ВКонтакте. Сама же выставка в других городах называлась «Посланники мира», и по многочисленным положительным отзывам можно понять, что россиянам нравится анималистика «с человеческим лицом». И что подлинное искусство, если ему дать волю, способно не только сочетаться с идеями экологии, но и служить саморазвитию и укреплению традиционных ценностей.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер