"В театре нельзя работать на публику"

18 декабря, 11:48 Анна Мещерская Прочитали 188 раз
Главный режиссер Елена Макарова вместе с руководителями народных театров
Фото: Фото из архива Научно-методического центра народного творчества и досуга Тамбовской области
Чем Год театра запомнился "народникам", и что будет дальше?

Бессмертная классика и творческие эксперименты, масштабные фестивали и грандиозные выставки – Год театра подходит к концу.  В Тамбовской области многое в нынешнем году прошло под знаком «впервые». В том числе впервые на широкую сцену вышли народные театры.

13 декабря 2018 года «Тамбовский курьер» совместно с Научно-методическим центром народного творчества и досуга Тамбовской области заявил о проекте «Театральный вестник», в рамках которого мы рассказывали о народных театрах региона. Ровно год спустя мы завершаем наш проект. О его итогах, о проблемах и достижениях народных театров, о любви к искусству мы поговорили с основным вдохновителем проекта, главным режиссером Научно-методического центра народного творчества и досуга Тамбовской области Еленой Макаровой.

 - Елена Владиславовна, Год театра подходит к концу. Как Вы считаете, что он дал театрам, артистам и, главное, зрителю?

- Есть хорошее высказывание, что «Театр – это чудо на все времена». И с этим невозможно не согласиться, учитывая повышенное внимание к этому виду искусства в уходящем году. Но подготовка  к Году театра началась еще до его официального открытия, еще в конце прошлого года, когда мы провели областной фестиваль-конкурс театрального искусства  самодеятельных драматических коллективов и народных театров «Магия Мельпомены».  Именно отсюда мы ведем отсчет времени Года театра, здесь зародилось  волшебство театра, которого хватило на весь период творческого созидания.

В Год театра мы сделали главное – объединили практически все театральные коллективы области, предоставили им возможность выступать на лучших сценах Тамбова. И что самое важное - привлекли внимание общественности к их творчеству.

 Мы постарались расширить зрительскую аудиторию театров, внедряя новые формы презентации театрального искусства. Впервые в области была организована выставка передовых самодеятельных театров и Межрегиональный фестиваль-конкурс театрального костюма «Тайна образа», посвященный Году театра в России. Она проходила  в Тамбовском областном краеведческом музее и воплотила в себе все лучшее, что создано театрами. Помимо этого, были продемонстрированы костюмы и реквизит, имеющие театральное историческое прошлое. И выставка имела успех! Меньше чем за два месяца, с 12 сентября по 4 ноября, ее посетили более пятнадцати тысяч человек.

- Какую роль в судьбе театров играет Научно-методический центр народного творчества?

- Наш Центр призван организовывать регулярное участие театральных коллективов в фестивалях, конкурсах, акциях, мастер-классах разного уровня, которые  проходят в праздничной атмосфере радости коллективного творчества. Таким праздником для участников стал первый Открытый конкурс детских драматических коллективов и кукольных театров «Театр, где играют дети». Конкурс принял всероссийский масштаб. Участники из разных городов России пожелали посетить наш гостеприимный край.

Мне хотелось бы привести в качестве примера несколько отзывов: «Незабываемые эмоции, обмен опытом, интерактивный баннер, где каждый участник смог оставить свой след в истории конкурса, подписавшись, и, конечно же, торжественная церемония награждения с золотым дождем, с эксклюзивными подарками – сказка, от которой захватывало дух!» (Театральная студия «Лик», город Белгород)

«Профессиональный свет, звук, красивый зал, заполненный восторженными зрителями, оценивающий взгляд жюри,  вспышки фотокамер и бурные аплодисменты… В тот день все было по-настоящему... В тот день все вызывало восторг! Триумф настоящего театра! Большое спасибо организаторам конкурса «Театр, где играют дети» за этот волшебный праздник!». Елена Белоусова, город Тамбов.

Вот ради этого мы создаем наши программы и проекты. Они бывают разными, но все проходят в эмоционально-приподнятой доброжелательной атмосфере всеобщего праздника, и при этом самая главная цель - это развлекая – поучай.

- Приходилось ли Вам выполнять роль цензора? Или все, что создают «народники», - творческая свобода?

- Нет, мы не вправе навязывать им репертуар, мы можем только лишь посоветовать, выбор они делают сами, на что откликается их душа. Ведь режиссер есть человек, и его окружают и волнуют те же жизненные явления, что и любого другого человека. Поэтому как художник он видит и осмысливает жизненные явления, которые волнуют его как человека. Жизненные впечатления, о которых он хотел бы высказаться, не дают ему покоя, он мучительно начинает искать драматургический материал, через который он мог бы поделиться своими мыслями со зрителями. Работая с творческим коллективом, он должен заразить всех его участников своей авторской позицией, своим выбором соответствующего драматургического материала, предварительно сам заразившись идеями автора пьесы.

- Елена Владиславовна, в рамках нашего совместного проекта мы целый год рассказывали нашим читателям о народных театрах. А лично Вас, человека, который работает с ними не один год, они смогли чем-то удивить?

- Конечно! Своим неуемным желанием жить ради театра, ради зрителя. Актеры не устают от напряжения. Их не нужно заставлять выходить на сцену. Они живут этими эмоциями, они счастливы этими эмоциями. И все это передается нам, зрителям. В какой-то степени они стимулируют двигаться дальше. Ведь понимаете, актеры народных театров не получают зарплату или какую-то иную прибыль от своей работы. Они живут искусством. И смотря на все это, хочется в пример им делать для других что-то хорошее и бескорыстное, служить общечеловеческому делу. У меня встречный вопрос: какими Вы увидели «народников»?

 - Для меня стал большим открытием сам факт того, что народные театры вообще существуют. Наверное, журналисты должны быть всегда в курсе всех событий... Но получилось иначе. «Народники» умеют заражать. Не зря они говорят, что театр – болезнь добровольная. Врачи, полицейские, работники ЖКХ, спасатели бегут после работы в театр. Чаще всего это местный Дом культуры, в котором не всегда сделан ремонт, не всегда тепло, им не платят за это зарплату. Но театры живут, и многие не один десяток лет. Сегодня дарить людям добрые эмоции  дорогого стоит. 

Возвращаясь к интервью. Основная проблема народных театров – отсутствие финансирования. А что еще, на Ваш взгляд, препятствует их развитию? Есть ошибки, которые совершают все народные театры?

- Конечно, они есть. При выборе пьесы в условиях любительского театра неизбежно возникают дополнительные трудности. Это и несовершенная по составу труппа, где, как правило, не хватает исполнителей мужских ролей, и возрастные несоответствия исполнителей, уровень актерских возможностей, нестабильность репетиционного процесса.

Иногда бывает так, что режиссер не может ухватить тему конкретно, а спектакль все-таки почему-то получается. Тогда все кричат: «Ага! Вот видите! И так все прокатило». Однако нельзя основываться на случайностях. Сегодня вышло, а потом десять раз не выйдет. Если человек гениален, то у него и так все получается  - это хорошо. Но это исключения. Нужно понимать, для чего ты ставишь спектакль. Вот эта сверхзадача всегда должна быть на первом месте. Что ты хочешь донести до зрителя.

 Режиссер в любительском коллективе  - он же художник, он же менеджер, он же занимается разработкой  афиш к спектаклям, он же  готовит музыкальные партитуры, разрабатывает эскизы костюмов и так далее. Но самым важным для режиссера любительского театра является необходимость зажечь, увлечь коллектив выбранным материалом, чтобы у каждого была интересная роль. Тогда может состояться интересный, увлекательный творческий процесс.

 Еще одна особенность любительских коллективов, если профессиональный театр может продержаться на неких формальных установках, то любительский театр так жить не может. В непрофессиональных театрах не может быть ежедневного регламента, ибо их стихия и природа – неформальное общение. Он полноценно может жить только по собственному режиму творческого содружества, играя в театр. Мы не можем работать в театре, мы можем играть в театре. Игровым характером пронизана вся деятельность любительского театрального коллектива. Игра — основа любительского коллектива, где все пропитано любовью к искусству, к актерам и зрителю.  Игра развивает находчивость, изобретательность, сочинительство. Сочинительство как элемент профессии наших режиссеров, в свою очередь, развивает, воспитывает ум, волю, чувство. Наши руководители театральных коллективов много пишут и сочиняют, включая в этот процесс участников труппы.

- Говорят, что в каждом человеке спит – актер. Это действительно так?

- Возможно, но эту природу кто-то должен разбудить и направить в «нужное русло». Первые встречи с публикой, с одной стороны, дают большие возможности для роста исполнителей, с другой стороны, при недостаточно строгом к себе отношении исполнителей эти же первые спектакли таят в себе и серьезные опасности. Главная из них – соблазн играть, как говорят в театре, «на публику», то есть возникает стремление получить как можно больше проявлений реакций зрительного зала. Например, смеха.  Смешить зрителя там, где не следует, значит наносить сознательный вред спектаклю. Самое же страшное – то, что актер, заботящийся о реакции зрителя, перестает жить по существу и этим нарушается художественная правда исполнения. Театр – это всегда работа команды. Когда актер начинает тянуть одеяло на себя, нарушается целостное восприятие спектакля. Любовь к себе не должна быть мерилом всего. «Люби искусство в себе, а не себя в искусстве», как говорил Станиславский.

Многие участники театральной самодеятельности абсолютно неверно представляют себе процесс возникновения чувств в сценических условиях. Им кажется, что чувства можно вызвать волевым способом, сознательно и уж во всяком случае довольно точно выразить их внешне. Это заблуждение стойкое. Если же их пытаться вызвать насильно, то ничего, кроме грубой подделки, не получится. А внешнее выражение чувств будет не чем иным, как штампом, примелькавшимся представлением.

Видимо, нужно идти по пути постепенного накапливания, осмысления всего того, что составляет внутренний мир человека, которого мы играем, в природу которого мы погружаемся,  весь строй его мыслей, желаний, надежд и, наконец, действий.

А режиссер должен направить актера,  создавать условия, при которых может возникнуть самое сложное проявление чувств. А это, в свою очередь, приведет к появлению и оправданной импровизации в роли.

 Мерилом верности  бытия актера в спектакле являются сочувствие, радость, умиление и другие реакции зрительного зала. В этом отношении профессиональное и самодеятельное искусство едино и неделимо.

- Вопрос о Вас и о театре. Можете вспомнить спектакль наших «народников», который покорил Вас?

- Трудно кого-то выделить, каждый работает в своем стиле, с полной отдачей сил, фантазии, своего личного времени. У многих к созданию спектакля подключаются все домашние родственники и все живут идеей творца. Зато после премьерного показа каждый чувствует свою сопричастность к общему успеху.

Для актеров народный театр перестает быть просто увлечением. Это часть их жизни.

-  Елена Владиславовна, есть ли театры, об исчезновении которых Вы жалеете? И почему народный театр перестает быть народным?

- К сожалению, есть такие театры, которые перестали быть таковыми. Народный театр должен жить для людей, а не замыкаться на самом себе. Театр должен искать своего зрителя, выезжать на фестивали, участвовать в конкурсах. Если коллектив зацикливается только на себе, это уже не народный театр, а драматический кружок.

Если говорить о театрах, которые сегодня перестали быть народными… Когда-то в Мучкапе действовала замечательная Народная студия чтеца, руководил которой Сергей Михайлович Мурашко. Шикарный исполнитель! Студия гремела, они были известны далеко за пределами региона. Потом он ушел, и театр перестал быть народным. Сегодня существует кружок «Художественное слово», руководит им Татьяна Ивановна Глебова. Ведь для того чтобы оправдать звание, руководитель должен готовить участников к конкурсам, выезжать на фестивали, и мы должны видеть результат, то есть видеть их победы.

Не могу не вспомнить Уваровский народный театр. Первый драмкружок тогда еще в небольшом селе начал существовать  в 1880-х годах. В 1919 году Василий Александрович Ревелев, впоследствии известный профессиональный музыкант, заслуженный работник культуры РСФСР, организовал в чайной Общества трезвости на базе кружка агитколлектив, в котором наряду с музыкальными номерами ставил сцены из спектаклей. Позже кружок вырос в любительский театр и перебрался в Нардом. С отъездом Ревелева в 1932-м коллектив распался, возобновилась его деятельность уже позже по инициативе основателей–старейшин.

Не существует сегодня Туголуковского народного театра Жердевского района. Он начал свою историю еще в 90-е годы XIX века, когда из представителей сельской интеллигенции и образованных крестьян собрался театральный кружок. И хотя его деятельность продолжалась с перерывами, в годы войны из него вырос драматический коллектив. Велись занятия по мастерству актера и художественному слову. В 1967-м коллектив стал лауреатом Всероссийского смотра народных театров.

Нет лидера - и нет коллектива! Вот в чем проблема, как сейчас модно говорить - «кадровый голод». У меня есть мечта -  издать сборник об истории народных театров Тамбовской области, которые когда-то были и жили богатой, насыщенной театральной жизнью и которые сейчас активно живут. Для чего? Чтобы запечатлеть их историю для будущего поколения. Ведь ничего не проходит бесследно. Талант не растворяется во времени. Везде, где люди вложили в свой труд частичку своей души, остается память.

- Что Вы сейчас желаете увидеть на сцене народного театра? Есть ли, на Ваш взгляд, будущее у народного театра?

- У меня есть мечта: создать проект любителей и профессионалов - совместное творчество, которое сможет дополнить и обогатить друг друга новыми впечатлениями и эмоциями. Может, это какой-то совместный спектакль, не знаю, пока все это мои мысли…

А будущее, конечно, у театра есть. Пока есть жизнь на земле, пока мы будем интересны друг другу на этой планете, будет жить театр!  В театре чаще, чем в жизни, человек способен пережить чужое как свое, совсем личное. А это значит, происходит всплеск человечности в человеке. Через других – тех, кто на сцене, – он может понять себя, окружающих, весь мир. Человек, окруженный миром искусства в коллективе, становится духовно богаче, более развит интеллектуально, нравственно. Да ведь и от нас самих тоже зависит, принесет посещение театра радость, оставит равнодушным или вызовет чувство досады. Оказывается, быть зрителем – это тоже великое искусство.

 -  Спасибо за беседу!

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер
Популярное