Реальность и "реальность"

2 июля, 13:58 Анна Мещерская Прочитали 761 раз
История с погружением: как прошел фестиваль "Тайны усадьбы".

Как начинается утро барышни, чем после обеда заняты дети, и как отправить письмо из XIX в XXI век: на минувших выходных в Тамбове прошел первый фестиваль-погружение "Тайны усадьбы". Его организатором выступил липецкий клуб культурного развития «Хрустальный слон». Во времени путешествовал "Тамбовский курьер".

Век лошадок деревянных

Ворота в Усадьбу Асеевых - как вход в параллельную вселенную. Делаешь шаг, и уже чудится, будто не было ни Революции, ни Гражданской войны, ни «бубльгумного» нашествия в девяностых. На тринадцати площадках фестиваля «смешался» целый век, а в нем – традиции русской усадьбы с ее тайнами и романтическими историями.

На барском балконе – чаепитие. Говорят, что сто лет назад так же утром всем семейством собирались за одним столом. Кипятили чай с самого утра – он ни в коем случае не должен был остывать. Вот и сидит «дворовый мальчонка» возле самовара и зорко наблюдает, иногда зевая от размеренной работы.

То, что мы сегодня называем чаем, и не чай вовсе. Анна Климентова – хозяйка террасы - поясняет: традиции настоящего русского чаепития давно уже размеренно сменяются быстрым веком, где один пакетик «пыли с индийских дорог» сменил целую церемонию, под стать знаменитой китайской.

- Чай в усадьбах пили всегда. Его растапливали ранним утром и целый день держали наготове, на случай, если хозяин решит попить чай. Да и сам напиток был другим: вот и мы сегодня приготовили наши традиционные травы: иван-чай, душица, чабрец, усадебная вишня и мята. Конечно, все это с сервировкой. А во время чаепития мы рассказываем о традициях церемонии.

Как и в наши дни, очередь к доктору. Колбочки, загадочные свитки и кажущийся настоящим череп. Впрочем, чем врач не шутит. Кстати, лечит он не только физические, но и душевные раны. Так что поведать ему втихаря можно о ноющем сердце, причем в прямом и переносном смысле...

Прекрасная эпоха

Беседка в саду – настоящий женский салон. Хозяйка усадьбы Мария Никаноровна хоть и не была классической дворянской барышней, но ухаживала за собой с особой изысканностью, этому учила и своих дочерей.

На мастер-класс по рукоделию уже современные дамы становятся в очередь. Изготавливают бархотки – маленькие изящные повязки на шею. Получается практически у всех. Историческая память все-таки жива.

Елена Колесникова, сотрудник музея, поясняет: сама эпоха меняет человека. Платье, что на ней, шили почти что месяц. Специально искали ткань более-менее похожую на ту, что использовали век назад.

- В процессе подготовки к фестивалю обязательно изучаешь эпоху, которую представляешь. Без этого никак. И, конечно, узнаешь много интересного. Это история нашей страны, нашего народа. Понимаешь многое из того, что происходит сейчас. А когда надеваешь платье – меняешься внутренне. Уже будто положение обязывает держать ровно спину, не просто идти с поднятой головой, а делать это красиво.

Для мужчин – заботы посерьезнее. Управление домом требует максимальной точности. Здесь и хозяйские дела, и забота о будущем. К слову, это сейчас договор – главный юридический документ, а век назад верили слову. Обманывали редко, ибо честь рода ценнее жизни. Вот так вот. Подумать есть над чем.

Здесь же у конторы можно научиться писать пером или же отправить письмо-открытку. А куда? Да не все ли равно. Хоть самому себе: в XXI век до востребования.

Чья неваляшка?

И вновь, как и тогда, в забытом прошлом: детей доверяют гувернантке. Алина Светлакова в обычной жизни студентка истфака Липецкого государственного педагогического института. На фестивале – почти что Мэри Поппинс, а помогают ей волонтеры ТГУ имени Державина.

Никаких смартфонов, только чудеса. Для малышей уж точно. Игра в крокет и кольцеброс, а на «сладкое» старинный волшебный чемоданчик. Так что в нем? А в нем забытое, покрытое толстым слоем пыли детство. Фарфоровая кукла, научившая не одну тысячу девочек шить, вязать и заботиться об игрушке, словно о ребенке. Правда, у разных сословий были разные куклы. Для одних шили бархатные платьица, для других придумывали ситцевые наряды. Деревянная лошадка, говорят, подобная была у Наполеона. После ссылки на остров святой Елены свергнутый император забрал ее с собой, так их вместе и похоронили в безымянной могиле. Оловянные солдатики – заветная мечта миллионов мальчишек.

- А это что такое?

Глаза малышей светятся при виде ветерана-калейдоскопа. Сейчас эти «предметы» хранятся в музее, а ведь когда-то в каждом доме вместо новомодных гаджетов было множество игрушек. Игрушек, которые учили. Вот, например, матрешка. Алина Светлакова, будто фокусник, достает ее из чемоданчика. А дальше – чудеса, из одной рождается семь.

- Вы знаете, что матрешка родилась в Японии и изначально выглядела не дородной дамой, а обычным дедушкой.

- В Японии, - незнакомец лет сорока удивленно присвистывает.

В нашем детстве уж точно знали: матрешка – наша. И все тут.

Далее Алина достает изящный веер и самую большую редкость для современного человека – монокль. А ведь когда-то без него дамы не могли представить своей жизни. Еще на столе гувернантки – журналы.

- Это для вдумчивого чтения, - поясняет «няня». – Детям было очень необычно видеть журнал, который читали их ровесники сто лет назад. Сегодня мы читали статьи из журнала «Душевное слово», номер десять, 1885 года. Кстати, благодаря этому журналу в России появится «Ренессанс серебряного века». Разговаривать с маленькими детьми о добре и зле трудно, но с помощью старинных игрушек, вдумчивого чтения можно легко донести нужные мысли.

«Оркестр, паркет и люстры»

Пострелять из лука, сразиться на шпагах и даже научиться играть на гуслях – даже и не сразу верится, что на дворе XXI век. Возле фонтана прогуливаются дамы, и печально им во след смотрят кавалеры. Барышни признаются, что к фестивалю готовились больше месяца. Рылись в библиотеках, изучая моду эпохи «модерн».

Москвичка Светлана Николаева над образом работала несколько недель: чтобы и прическа, и костюм максимально соответствовали эпохе. Ну, а главное подобрать – удобные туфли. Ведь впереди настоящий бал, на котором сверкнут эполеты и тут же падут дамские сердца. Хотя, возможно, это лишь на несколько часов. Выходные подходят к концу, и уже утром в понедельник настанет совершенно другой день. А сказка останется в прошлом, там, где «побеждали и любили любовь и сабли острие — и весело переходили

в небытие».


  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер